Малый бизнес черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Именно этот факт побудил автора выбрать для курсовой работы тему «Малый бизнес», которую он посчитал наиболее актуальной на сегодняшний день.

Изучение этой темы также значительно для развития малого предпринимательства в России, так как оно возродилось в нашей стране сравнительно недавно – в конце 1987 года, когда государство в лице законодательной власти благословило частную инициативу, или предпринимательство. Именно в 1987 году в СССР появились и стали активно развиваться кооперативы. Россия сделала выбор в пользу демократического общества, основанного на рыночных отношениях и власти закона и призванного обеспечить личную свободу граждан, существование без насилия, возможность каждому трудиться на себя. Однако новые экономические структуры и по сей день переживают этап становления, несколько затянувшийся, по правде говоря.

Итак, целью работы является раскрытие основных теоретических понятий малого предпринимательства и его характеристик, роль малых фирм в экономике и их развитие в разных странах мира, включая Россию.

В первом вопросе курсовой работы даются определение малого бизнеса и критерии отнесения предприятий к данному субъекту рыночной экономики в развитых странах мира, в том числе и в России, а также содержит обзор организационно-правовых форм, одну из которых малое предприятие должно иметь.

Второй вопрос рассматривает черты и экономические преимущества малого предпринимательства в экономике нашей страны и за рубежом.

Третий вопрос рассматривает роль малого бизнеса в экономическом росте стран, его особенности, а также опыт развития малого предпринимательства промышленно развитых стран. Автор рекомендует обратить особое внимание на зарубежный опыт поддержки малого бизнеса, который необходимо учитывать при развитии малого предпринимательства в нашей стране, естественно не забывая о специфике ее политической и экономической ситуации.

Четвертый вопрос курсовой работы является основным, так как именно в нем произведен детальный анализ проблем, стоящих на пути становления малого бизнеса в России и тормозящих его развитие, а также приведены показатели удельного веса малого предпринимательства в стране. Возможные пути выхода из тупика намечены в заключении.