Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов

Налоговая система страны находится в состоянии реформиро­вания. Для добросовестных и не имеющих льгот налогоплатель­щиков уровень налогов чрезмерен. В то же время значительное чис­ло налогоплательщиков имеют льготы или противозаконно уклоняются от налогов, возможности наращивания доходов бюд­жета за счет увеличения номинального налогового бремени ис­черпаны. Поэтому основной прирост доходов бюджета предпола­гается получить за счет значительного сокращения количества налоговых льгот и совершенствования бюджетных процедур, а также за счет повышения собираемости таможенных платежей и доходов от производства и продажи алкоголя, усиления значимос­ти в доходах бюджета налогов с физических лиц. Основным на­правлением налоговой политики должно стать обеспечение при­емлемых, как для государства, так и для участников рынка, фискальных условий деятельности. При этом основным приори­тетом налоговой реформы становится не только увеличение дохо­дов бюджета, но и обеспечение предпринимательской и деловой активности для оживления производства. Для выхода из бюджет­ного кризиса очень важна серьезная налоговая реформа, вклю­чающая:

• совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения, придания налоговым законам большей прозрач­ности, расширения базы налогообложения, снижения налоговых ставок, обеспечение нейтральности налогов по отношению к не­которым категориям налогоплательщиков;

• пересмотр и отмену налоговых льгот;

• объединение налогов, имеющих одинаковую налоговую базу;

• совершенствование норм и кодификацию правил, регламен­тирующих деятельность налоговой администрации и налогопла­тельщиков, устранение противоречий налогового и гражданского законодательства;

• установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечение «теневых» эконо­мических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов.

Также необходимо четкое установление налогов по различным уровням финансовой системы, прежде всего введение и строгий контроль закрытого перечня региональных и местных налогов (на федеральном уровне будут определены общие принципы установ­ления этих налогов и предельные значения их ставок).

Для предотвращения утаивания доходов от налогообложения налоговые органы будут иметь право в случае явного несоответст­вия между образом жизни налогоплательщика и его официально уплачиваемыми налогами применять метод определения величи­ны подоходного налога по внешним признакам богатства.

Важнейшее значение для стабилизации налоговой и бюджет­ной системы страны будет иметь пересмотр и крупномасштабная отмена налоговых льгот, в том числе по налогу на прибыль, подо­ходному налогу, НДС. В необходимых случаях (в частности, пред­приятиям обществ инвалидов) отмена льгот может быть компен­сирована прямыми ассигнованиями из бюджета.

Необходимо придать налоговому законодательству большую четкость и «прозрачность», не оставляющую места для неодно­значного толкования налоговых норм. В этих целях для улучшения собираемости налогов и предотвращения уклонения от налогооб­ложения должны быть осуществлены меры по рационализации и упрощению бухгалтерского учета, определению экономически обоснованного состава затрат, относимых на себестоимость про­дукции.

Борьба с предоставлением незаконных льгот и с ведением не отражаемой в бухгалтерском учете хозяйственной деятельности должна вестись через ужесточение контроля за движением налич­ных денег в легальном секторе и перекрытие каналов их перетока в «теневой» сектор, за зарубежными банковскими счетами юри­дических и физических лиц (в том числе за оффшорными счета­ми), а также за предприятиями, оказывающими услуги по созда­нию оффшорных фирм и открытию зарубежных банковских счетов, за практикой осуществления расчетов за реализованную продукцию через счета специально создаваемых структурных под­разделений и «третьих лиц».

Перейти на страницу: 1 2 3 4