Концептуальные основы механизма управления финансовым потенциалом предприятия

В условиях рыночной экономики проблема оценки финансового потенциала предприятия распадается на ряд отдельных вопросов, из которых ключевым является финансовый анализ.

Финансовый анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, который необходим для того, чтобы:

· оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия;

· оценить возможные и целесообразные темы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения;

· выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;

· спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.

В традиционном понимании финансовый анализ – это метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Такого рода анализ может выполнять как управленческим персоналом данного предприятия, так и любым внешним аналитиком, поскольку в основном базируется на общедоступной информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Основной целью финансового анализа является получение наибольшего числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассива, в расчетах с дебиторами и кредиторами, чтобы своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности. В ходе такого анализа аналитика и управляющего (менеджера) может заинтересовать не только текущее финансовое состояние предприятия, но и его проекцию на ближайшую или более отдаленную перспективу, то есть ожидаемые параметры финансового состояния.

В этих условиях перед менеджерами предприятий встает множество вопросов:

· Какой должна быть стратегия и тактика современного предприятия?

· Как рационально организовать финансовую деятельность предприятия, чтобы обеспечить его дальнейшее процветание?

· Как повысить эффективность управления финансовыми ресурсами?

· Каким образом определить факторы хозяйственной деятельности, обеспечивающие устойчивое финансовое состояние предприятия?

На эти и другие жизненно важные вопросы может дать ответ объективный финансовый анализ. Его материалы позволяют выявить наиболее рациональные направления распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Субъектами анализа выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и пр.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство.

Каждый субъект анализа изучает информацию, исходя из своих интересов. Так собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам – целесообразность продления кредита, условий кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и кредиторам – выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д.

Вторая группа пользователей финансового анализа – это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы. К ним относятся аудиторские фирмы, консультанты бирж, юристы, ассоциации, профсоюзы.

Финансовый анализ подразделяется на отдельные виды в зависимости от следующих признаков:

1. По организационным формам проведения выделяют внутренний и внешний финансовый анализ предприятия.

Внешний финансовый анализ базируется на публикуемых отчетных данных т.е. на весьма ограниченной части информации о деятельности предприятия, которая является достоянием общества. Основными источниками информации являются бухгалтерский баланс и приложения к нему.

Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия и потому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия.

Задачи внешнего анализа определяются интересами пользователей аналитического материала. В качестве основных здесь можно выделить:

§ группу таких пользователей, как собственники – акционеры, учредители, для которых важно знать уровень эффективности своих вкладов, размер дивидендов и перспективы развития предприятия;

§ группу многочисленных сторонних хозяйствующих субъектов, которую составляют:

· кредиторы, которые должны быть уверены, что им вернут долги;

· потенциальные инвесторы, намеревающиеся принять решение о вкладе своих средств в предприятие;

· поставщики, которые хотят быть уверенными в платежеспособности своих клиентов;

Перейти на страницу: 1 2