Планирование получения прибыли ГМУП

В организационно-правовой структуре предпринимательства видное место принадлежит государственным и

муниципальным унитарным предприятиям./11/

В соответствии с ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия./1,2/

Государственные и муниципальные унитарные предприятия это звенья хозяйственной системы, объ­ективно обусловленные достигнутым уровнем обобществления производства. В структуре административно-командной экономики государственные предприятия занимали место главного и ведущего звена хозяйственной системы; в рыночной же экономике, им предстоит занять место равноправного субъекта в совокупности хозяйствующих образований, действующих на коммерческих принципах. Государственные и муниципальные предприятия - это такие производственные об­разования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители. В унитарной форме могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия. Имущество, которым наделяются такие предприятия, находится соответственно в государственной или муници­пальной собственности, и принадлежит предприятиям на праве "хозяйственного ведения" или "оперативного управ­ления". Органом управления унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником (либо уполномо­ченным собственником органом). Свою деятельность унитарные государственные и муни­ципальные предприятия строят на коммерческих принци­пах, сообразуя доходы с издержками и добиваясь увеличе­ния прибыли, отвечая по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом./11/

Планирование прибыли должно быть нацелено на выявление внутрихозяйственных резервов производства на основе более рационального использования произ­водственных фондов, мощностей, материальных, трудовых, финан­совых ресурсов и природных богатств. Эту работу необходимо строить на глубоком экономическом анализе хозяйственных и фи­нансовых показателей за период, предшествующий планируемому, в целях выявления имеющихся резервов. План прибыли разрабатывается на основе планов производства и реализации продукции, производительности труда, снижения себе­стоимости продукции и повышения ее качества. Поэтому в разработке проекта производственных показателей на планируемый период должны принимать активное участие финан­совые работники предприятия.

Плановая балансовая прибыль предприятия рассчитывается по следующим видам:

1. Прибыль от реализации изделий, работ и услуг промышленного характера (прибыль от реализации товарной продукции).

2. Прибыль от реализации работ и услуг непромышленного ха­рактера (прибыль от прочей реализации).

3. Прибыль от планируемых внереализационных операций.

Прибыль от реализации товарной продукции определяется исходя из выручки от реализации этой продукции (без налога на добав­ленную стоимость и акцизов) и затрат на производство и реализа­цию, включаемых в себестоимость продукции. Превышение выручки от реализации над полной плановой себе­стоимостью реализуемой продукции представляет собой прибыль от реализации товарной продукции. Эта прибыль может быть опреде­лена и методом поассортиментного расчета. Для этого необходимо знать плановый ассортимент продукции, плановую себестоимость единицы изделия и реализационную цену. Этот метод исчисления плановой прибыли носит и другое назва­ние - метод прямого расчета. Он чаще всего применяется при ис­числении прибыли на предприятиях и в отраслях промышленности с небольшим ассортиментом продукции и при условии планирования себестоимости продукции по каждому виду. Прибыль от реализации товарной продукции может быть исчис­лена на планируемый период исходя из базовой рентабельности, сложившейся на предыдущий год. Такой метод расчета называется аналитическим (проверочным). При этом методе полученная при­быль от реализации товарной продукции за истекший год увеличи­вается в планируемом году в соответствии с ростом реализации. К полученной сумме прибавляется экономия от снижения себестои­мости сравнимой продукции. Кроме того, учитывается изменение цен, ассортимента продукции, повышение качества продукции. При расчете плановой прибыли аналитическим методом боль­шое значение имеет правильное определение базовой рентабельно­сти. Для этого в первую очередь необходимо правильно оценить ожидаемую прибыль за текущий год, которая складывается из фак­тической прибыли по последнему бухгалтерскому отчету и плано­вой прибыли за оставшийся до конца года период. Если есть осно­вания считать, что за оставшийся до конца года период предпола­гаемая прибыль будет существенно отклоняться от плановой, то в расчет ожидаемой прибыли за год вносятся соответствующие кор­рективы. Ожидаемая прибыль за оставшийся до конца года период исчис­ляется на основе данных о предполагаемом выполнении производ­ственной программы, плана снижения себестоимости продукции и сведений об изменении остатков нереализованной продукции за оставшийся до конца года период.

Перейти на страницу: 1 2