Планирование производства товаров, работ, услуг

Отечественные предприятия в своей практической деятельности учитывают опыт зарубежных предприятий по изучению спроса на продукцию в целях формирования производственной программы. Особое внимание уделяется восстановлению ранее сложившихся производственно-хо­зяйственных связей и заключению на этой основе договоров поставки продукции прежде всего производственно-тех­нического назначения. Значительную информацию об уров­не спроса на продукцию предприятия дают специально проводимые выставки. Определенную стабильность в производстве продукции, а также экономические льготы для предприятий обеспечи­вает получение и выполнение государственного заказа на договорной основе. Федеральный Закон Российской Феде­рации "О поставках продукции для федеральных государ­ственных нужд" определяет правовой и экономический механизм формирования, размещения и исполнения на контрактной (договорной) основе заказов на покупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями, независи­мо от форм собственности, расположенными на территории Российской Федерации. Федеральные государственные нуж­ды - это потребности Российской Федерации в продукции (товары, работы, услуги), необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, для реализации федеральных целевых программ и межгосудар­ственных целевых программ, в которых участвует Россий­ская Федерация (федеральные целевые программы). Поставки продукции для федеральных государственных нужд осуществляются в целях: создания и поддержки государственных материальных резервов Российской Федерации; поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации; обеспечения экспортных поставок продукции для выпол­нения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации. Федеральные целевые программы финансируются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъек­тов Российской Федерации, а также за счет привлечения средств внебюджетных источников. Правительство Российской Федерации для организации работ по выполнению федеральных целевых программ утверждает государственного заказчика. Государственным заказчиком может быть федеральный орган исполнитель­ной власти, федеральное казенное предприятие или государ­ственное учреждение. Государственный заказчик заключает государственный контракт (договор) с предприятиями по­ставщиками. Продукция, поставляемая по государственно­му контракту, должна соответствовать обязательным тре­бованиям государственных стандартов и особым условиям, установленным этим контрактом. В целях экономического стимулирования поставщиков продукции для федеральных государственных нужд им могут предоставляться льготы по налогам на прибыль (доход), целевые дотации и субсидии, кредиты на льготных условиях. Предприятиям-изготовителям важнейших видов материально-технических ресурсов могут устанавливаться квоты по обязательной продаже указанных ресурсов госу­дарственным заказчикам и поставщикам. Предприятия-монополисты не вправе отказаться от государственного контракта, если размещение заказа не влечет убытков. В случае невыполнения в установленный срок государствен­ного контракта по объему продукции поставщик уплачи­вает покупателю неустойку в размере 50% от стоимости недопоставленной продукции. На основе договоров о поставках продукции в натураль­ном выражении, других форм учета спроса рассчитывается объем производства продукции по каждому ее виду (он равен объему поставок данного вида продукции плюс его запасы на складе на конец планируемого периода минус запасы на начало планируемого периода). Номенклатурный план помимо перечня продукции с указанием количества должен содержать и указание кон­кретных сроков выпуска продукции с целью своевременного выполнения поставок продукции потребителям. Для увязки производственной программы с финансовы­ми показателями деятельности предприятия определяется основной стоимостной показатель – стоимость реализуемой продукции (работ, услуг). Другими стоимостными показа­телями объема выпуска продукции являются: товарная, валовая продукция, валовой оборот (ранее широко исполь­зуемые нормативно-чистая продукция и нормативная сто­имость обработки). Каждый из этих показателей характе­ризует объем продукции предприятия на разных стадиях общего цикла "производство - потребление".

В практике планирования в первую очередь рассчитывается товарная продукция. Товарная продукция (ТП) включает стоимость продукции, которая будет выпущена в плановом периоде и подготовлена к реализации. Товарная продукция и реализу­емая продукция по составу однородны. Количественно они отличаются на величину изменения остатков нереализован­ной готовой продукции на начало и конец планового периода. Если остатки не изменяются, то объем товарной продукции равен объему реализуемой продукции в соответ­ствующих принятых ценах. В состав товарной и реализу­емой продукции включаются: предназначенные к реализа­ции все виды комплектной готовой продукции и полуфаб­рикаты собственного изготовления; работы и услуги про­изводственного характера, выполняемые на сторону; про­дукция вспомогательных хозяйств, предназначенная для отпуска на сторону.

Перейти на страницу: 1 2