Государство – собственник ГМУП

Государственный сектор необходимо рассматривать как своеобразный «локомотив» национальной экономики. Посредством управления раз­витием государственного сектора правительство может оказывать как прямое, так и косвенное воздействие на развитие частного сектора и всей национальной экономики. Важным рычагом управляющего воздействия государства на экономику страны является государственное предпринимательство. Речь идет о рациональном распоряжении государственным имуществом в целях содействия достижению поставленных общеэкономических задач. План развития государственного сектора — составная часть ком­плексного плана (программы) развития национальной экономики, от­ражающая развитие государственных предприятий. Этот документ носит императивный характер, его показатели обязательны для подве­домственных предприятий. Государственный сектор в российских условиях представлен предприятиями следующих организационно-правовых форм:

• государственное унитарное предприятие;

• акционерное общество со 100%-ным закреплением акций за государством;

• акционерное общество с закреплением в собственности государства контрольного пакета акций;

• акционерные общества с пакетом государственных акций, позво­ляющим оказывать существенное влияние на управление./12/

Прибыль хозрасчетных предприятий и организаций образуется в сфере материального производства, которое в нашей стране базиру­ется на различных формах собственности: государственной, коллек­тивной и собственности граждан. Прибыль является одной из экономических форм чистого дохода общества. Чистый доход, созданный в государственном секторе, пол­ностью принадлежит государству, и оно вправе распоряжаться им по собственному усмотрению. При этом возможны различные варианты дальнейшего его использования:

1) централизация всего чистого дохода в государственном бюджете;

2) оставление всего дохода в распоряжении предприятий;

3) централизация части чистого дохода.

Частичная централизация может происходить путем проведения отчислений в бюджет от всей суммы чистого дохода либо путем выделения нескольких форм, которым придается целевое назначение. Метод частичной централизации чистого дохода на основе установле­ния различных его форм (налог на прибыль, отчис­ления на социальное страхование) принят в нашей стране. Выбор методов распределения и использования чистого дохода определяется действующей системой хозяйствования. В условиях са­мофинансирования предприятия и хозяйственные организации долж­ны иметь источники покрытия своих затрат по расширенному воспро­изводству и социальному развитию коллективов. В качестве такого источника выступает часть чистого дохода — прибыль предприятий и организаций. Вторая часть чистого дохода в форме налога с оборо­та централизуется государством, третья — отчисления на социальное страхование—также используется централизованно. Для того чтобы развиваться, любое общество должно потреблять меньше, чем создавать. Для расширенного воспроизводства необходи­мы накопления, источником которых является прибыль. Отсюда вы­текает ее стимулирующая роль, которая реализуется в ходе как фор­мирования, так и распределения прибыли. В процессе формирования прибыли, предприятия и организации объективно заинтересованы в росте накоплений за счет увеличения объемов производства и сни­жения уровня себестоимости продукции. Таким образом, получение при­были стимулирует решение важнейших и первоочередных задач — роста объемов производства в целях всестороннего удовлетворения производственных и личных потребностей и снижения уровня общест­венно необходимых издержек производства и реализации продукции. Обеспечить стимулирующее влияние прибыли на производство призвана система ее распределения. Она должна установить опти­мальные для данного периода развития общества пропорции распре­деления прибыли между бюджетом и предприятиями, внутри пред­приятий (на различные цели). Основополагающими при этом явля­ются пропорции между централизованным и децентрализованным использованием прибыли. Сумма полученной прибыли отражает количественные и качественные итоги работы предприятий и организаций. В связи с этим она может выступать одним из критериев их деятельности, давая обоб­щающую, синтетическую оценку итогов работы./9/