Классификация методов и приемов

Для анализа финансового потенциала предприятия используются методы и приемы такой науки как финансовый анализ. Содержание и основная целевая установка финансового анализа – оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности функционирования предприятия с помощью рациональной финансовой политики. Достижение этой цели осуществляется с помощью присущего данной науке метода.

Метод финансового анализа – это система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и регулярных принципов исследования финансовой деятельности предприятия.

Существуют различные классификации методов экономического анализа. Первый уровень классификации выделяет неформализованные и формализованные методы анализа. Первые основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. К ним относятся методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические, сравнения построения систем показателей, построения систем аналитических таблиц и т.п. Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, поскольку большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика.

Ко второй группе относятся методы, в основе которых лежат достаточно строгие формализованные аналитические зависимости. Они составляют второй уровень классификации и подразделяются на статистические, бухгалтерские и экономико-математические [14, с.10].

1. Статистические методы экономического анализа.

· статистическое наблюдение – запись информации по определенным принципам и с определенными целями;

· абсолютные и относительные показатели (коэффициенты, проценты);

· расчеты средних величин: средние арифметические просты, взвешенные, геометрические;

· ряды динамики: абсолютный прирост, относительный прирост, темпы роста, темпы прироста;

· сводка и группировка экономических показателей по определенным признакам;

· сравнение: с конкурентами, с нормативами, в динамике;

· индексы – влияние факторов на сравниваемые показатели;

· детализация, например производительность труда годовая зависимость, во-первых, от производительности часовой, во-вторых, от использования времени в течение года;

· графические методы (для публикации).

2. Бухгалтерские методы:

· метод двойной записи;

· бухгалтерский баланс;

· другие бухгалтерские методы.

3. Экономико-математические методы:

· методы элементарной математики;

· классические методы математического анализа: дифференцирование, интегрирование, вариационное исчисление;

· методы математической статистики: изучение одномерных и многомерных статистических совокупностей;

· экономические методы: производственные функции, межотраслевой баланс народного хозяйства, национальное счетоводство;

· методы математического программирования: оптимизация, линейное, квадратичное и нелинейное программирование; блочное и динамическое программирование;

· методы исчисления операций: управление запасами; методы технического износа и замены оборудования; теория игр; теория расписаний; методы экономической кибернетики.

На данный момент практика финансового анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов). Можно выделить среди них пять основных методов (рис. 2.1.1.).

Горизонтальный (трендовый) анализ базируется на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных показателей и определяются общие тенденции их изменения *(или тренд). В финансовом анализе наибольшее распространение получили следующие формы горизонтального (трендового) анализа:

1. Сравнение финансовых показателей отчетного периода с показателями предшествующего периода (например с показателями предшествующей декады, месяца, квартала).

2. Сравнение финансовых показателей отчетности с показателями аналогичного периода прошлого года (например показателей второго квартала отчетного года с аналогичными показателями второго квартала предшествующего года). Эта форма применяется на предприятиях с ярко выраженными сезонными особенностями хозяйственной деятельности.

3. Сравнение финансовых показателей за ряд предшествующих периодов. Целью такого анализа является выявление тенденции изменения отдельных показателей, характеризующих результаты финансовой деятельности предприятия.

Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих финансовых показателей. В финансовом анализе наибольшее распространение получили следующие формы вертикального (структурного) анализа:

Перейти на страницу: 1 2 3