Малый бизнес: черты, экономические преимущества и недостатки.

§ рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

§ селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;

§ создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

§ трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);

§ подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;

§ разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые формы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);

§ косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);

§ ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

§ мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;

§ снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений; например, в США у компаний с числом занятых менее 100 чел. продажи на доллар активов больше, чем у крупных компаний, не только в таких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности;

§ улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.

Однако, как показывает практика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки

, среди которых можно выделить самые существенные:

§ более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

§ зависимость от крупных компаний;

§ недостатки в управлении собственным делом;

§ слабая компетентность руководителей;

§ повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

§ трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

§ неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

В этом пункте курсовой работы автор перечислил лишь некоторые черты, характерные для малого предпринимательства в целом; к данному вопросу он еще вернется позже, когда будет рассматривать малый бизнес в нашей стране и за рубежом.

Перейти на страницу: 1 2