Малый бизнес в России: этапы развития и проблемы становления.

Следует отметить, что открытое акционерное общество традиционно считается формой организации крупного бизнеса, а для среднего и мелкого предпринимательства наиболее приемлемы такие структуры, как общество с ограниченной ответственностью и закрытое акционерное общество. Что же касается полного и коммандитного товариществ, то на практике они встречаются довольно редко.

Необходимо подчеркнуть основные характеристики, позволяющие малому бизнесу динамично развиваться. К ним относятся:

§ быстрое реагирование на конъюнктуру;

§ решение социальных вопросов, например, возможность быстро создавать новые рабочие места;

§ противодействие монополизму в экономике;

§ активизация структурной перестройки экономики.

Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь – для малообеспеченного большинства населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

Объективности ради необходимо отметить, что экономический риск в сфере малого предпринимательства как правило выше, и «жизненный цикл» малых предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Даже в благополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают целый ряд характерных трудностей. Вот почему повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной Азии – мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую поддержку государства. Данная поддержка предоставляется в виде:

§ организационно-инфраструктурной формы (упрощенный порядок регистрации, обучение и переподготовка кадров, стимулирование связей между крупным и малым бизнесом на основе механизмов франчайзинга, субподряда и лизинга и т. д.);

§ финансовой формы (введение льготного режима налогообложения и кредитования, обеспечение госзаказом, стимулирование банков и страховых компаний к кредитованию и страхованию малых предприятий и т. д.);

§ имущественной формы (научно-технологическая поддержка, льготирование условий предоставления в аренду помещений и оборудования, находящихся в государственной собственности, а также формирование государственных лизинговых компаний и т. д.).

В России поддержка частной инициативы пока еще не стала одним из основных принципов государственной политики и ориентиром для властей на местах. В системе целевых установок государственного регулирования экономики задача поддержки малого бизнеса вступает в противоречие с задачей достижения оптимальных макроэкономических показателей, фискальными механизмами наполнения бюджета, затратными методами решения социальных проблем. Однако следует отметить попытку государства изменить существующую ситуацию к лучшему путем введения новой программы по государственной поддержке малого бизнеса.

Итак, развитие предпринимательской деятельности в России – сложный и противоречивый процесс, имеющий ряд специфических особенностей. Пока он идет путем проб и ошибок. Иногда пытается перенять зарубежный опыт. Такие попытки бывают успешными только в случае учета специфики нашей страны. Самый эффективный способ решения любой проблемы – ее четкое определение на основе системы ценностей и недвусмысленной концепции. Это задача теоретического исследования российской экономики.

[1] Муравьев А.И. и др. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. – М.,1999.

[2] Российская Газета №20, 2000 г.

[3] Часть 2 статьи 50 Гражданского Кодекса РФ.

[4] См.: там же, статья 66.

[5] См.: там же, часть 2 статьи 67.

[6] См.: там же, статья 69.

[7] См.: там же, статья 70.

[8] См.: там же, статья 82.

[9]См.: там же, статья 87.

[10] Часть 1 статьи 95 Гражданского Кодекса РФ.

[11] См.: там же, статья 96.

[12] См.: там же, части 1 и 2 статьи 97.

[13] См.: там же, статья 107.

[14] См.: там же, статья 55.

[15] См.: там же, статья 113.

[16] См.: там же, статьи 116-123.

[17] Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учеб.пособие. – М.: Консалтбанкир, 2002.

[18]Муравьев А.И. и др. , указ. соч.

[19] См.: там же, - М., 1999.

[20] Береснева А. В. Указ. Статья. – ЭКО, 2000, №8.

[21] Муравьев А.И. и др., указ.соч.

[22] Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учеб. Пособие. – М.: Консалтбанкир, 2002, с.683

Перейти на страницу: 9 10 11 12 13 14 15