Малый бизнес в России: этапы развития и проблемы становления.

5. Еще одной особенностью малого бизнеса в России является его ориентация на внутренний рынок. На нем малыми предприятиями совершается 72% от общего объема закупок и сбывается более 80% произведенных товаров и услуг[37]. Таким образом, малый бизнес, который в основном концентрируется в строительстве и сфере услуг, производит большую часть неэкспортируемых товаров в экономике страны.

6. Наблюдается явный перекос в сторону торгово-закупочных и посреднических операций.

7. Определенная часть предпринимательской активности не нацелена на длительную перспективу, а служит исключительно временным средством накопления первоначального капитала, что усиливает нестабильность, неопределенность и недоверие в сфере бизнес-деятельности.

8. Из организационных форм предпринимательской деятельности в современной России самой популярной и действенной оказалась акционерная форма.

Автор уже немного коснулся проблем становления малого бизнеса в России, теперь он предлагает на некоторых из них остановиться подробнее. Но прежде приведем некоторые статистические данные, характеризующие малый бизнес нашей страны.[38]

Объем произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) в фактически действующих ценах (без НДС и акцизов), млн. руб. (на 1 июля 2001 г.)

Отрасль

По всем видам деятельности

По основному виду деятельности

Промышленность

90893,9

83509,2

Сельское хозяйство

2775,3

2243,6

Транспорт

11132,6

9733,1

Строительство

83306,2

76295,4

Торговля и общественное питание

91962,1

72457,8

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

10852,1

10028,5

Жилищно-коммунальное хоз-во, непроизводственные виды бытовых обслуживания населения

2139,8

1967,8

Наука и научное обслуживание

11035,9

9729,9

Как видно из статистических данных, нынешние масштабы развития малого предпринимательства в России остаются весьма скромными, особенно в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой.

Справедливости ради отметим, что на фоне стран СНГ Россия выглядит далеко не худшим образом. По оценкам Исполнительного комитета СНГ, доля населения, занятого в малом бизнесе, составляет в Азербайджане около 13%, в Армении, Беларуси, Казахстане, Украине - около 5, в Кыргызстане - около 4, в Туркменистане и Узбекистане - около 3, в Таджикистане - чуть более 1% В производстве ВВП Украины малый бизнес занимает 10%, Беларуси - 9, Казахстана - 6, Узбекистана - 4%.[39]

Значительная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития российского малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем,

с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого предпринимательства. Рассмотрим их подробнее.

Как известно, финансовая поддержка со стороны кредитно-банковской системы и органов власти играет крайне незначительную роль как при создании малых предприятий, так и на этапе их развития.

Так исключительно вклады учредителей явились источником стартового капитала 86% малых предприятий; менее 2% предприятий смогли получить финансовую поддержку от органов власти или программ развития предпринимательства; в остальных случаях для финансирования стартовых проектов удалось привлечь кредиты банков и другое возвратное финансирование.

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14