Понятие предпринимательства и его современные особенности

· предприниматели—частные собственники преимущественно мелких предприятий и фирм, лично управляющие последними, не совмещающие эту деятельность с работой по найму;

· самозанятые—лица, занятые мельчайшим предпринимательством на базе индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств производства;

· бизнесмены-менеджеры—наемные директора мелких и средних предприятий, главным образом акционированного и частного секторов экономики, совмещающие управленческую работу по найму с ведением собственного бизнеса;

· полупредприниматели—наемные работники, в основном акционированного и частного секторов экономики, не выполняющие управленческих функций и совмещающие основную работу с теми или иными видами предпринимательства;

· менеджеры-совладельцы—хозяйственные руководители мелких и средних акционированных предприятий, работающие по найму, но вместе с тем располагающие пакетами акций управляемых предприятий;

· "классические" менеджеры—хозяйственные руководители, управляющие государственными или частными предприятиями на основе найма.

Небольшое число предпринимателей в общей структуре бизнес - слоя (11%) объясняется тем, что для многих представителей бизнес - слоя сохранение должности (рабочего места) играет защитно-вспомогательную роль—одним она служит социальным прикрытием, другим—способом накопления трудового стажа, третьим— страховкой на случай банкротства, четвертым—источником дефицитных ресурсов, деловых связей и льгот.

Бизнес - слой можно также дифференцировать по показателям доходов различных бизнес - групп. Он делится на три ступени:

1. Предприниматели, бизнесмены - менеджеры и самозанятые. Доходы предпринимателей превышают средний уровень доходов основных бизнесменов почти в 2 раза, а "работников вне бизнеса"—почти в 5 раз.

2. Полупредприниматели и менеджеры - совладельцы. Доходы этой группы в 2 раза ниже доходов 1-й группы и в 2 раза выше заработков "работников вне бизнеса".

3. "Классические" менеджеры. Их заработок всего на 40 % выше зарплаты работников исполнительного труда, что вряд ли компенсирует разницу в уровнях образования, квалификации и ответственности труда тех и других.

Из этого можно сделать вывод, что никакой вид труда по найму, включая самый квалифицированный и управленческий, не обеспечивает доходов, сравнимых с простейшим предпринимательством.

Проанализируем важнейшую часть бизнес - слоя России—предпринимателей.

Если рассмотреть их возрастные рамки, то можно выделить следующие закономерности:

—Крупные предприниматели: 40% из них стали предпринимателями в возрасте от 31 до 40 лет, 18%—от 41 до 45 .

—Мелкие и средние предприниматели: около 30% из них стали предпринимателями не старше 30 лет , 30-40%—от 30 до 40 лет и около 30%—старше 40 лет.

В мире бизнес всегда был преимущественно мужским занятием. В России доля мужчин - предпринимателей достигает 83 %.

Самой же характерной чертой, отличающей российский предпринимателей, является их уровень образования. По данным различных опросов доля лиц с высшим образованием среди предпринимателей превышает 80%. Среди крупных предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью составляет почти 38%, имеющих второе высшее образование—6,5%.

Если сопоставить эти данные с уровнем образования предпринимателей в других странах, то оказывается, что российский предприниматель—это самый интеллектуальный предприниматель в мире.

Сейчас в России преобладает мнение, что главными качествами предпринимателя являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности. Профессионализм отступил на второй план. На мой взгляд, это неправильно, так как дальнейшее развитие предпринимательства в России возможно только при наличии высокообразованных и профессиональных людей. Только профессионал может правильно оценить состояние рынка и сделать правильные выводы. В связи с этим встает проблема повышения доли специалистов, получивших именно экономическое высшее образование.

Перейти на страницу: 1 2 3