Анализ объёма, качества и ассортимента продукции

Основными задачами экономического анализа объема про­изводства и реализации продукции на предприятиях являются:

1. оценка динамики по основным показателям объема, струк­туры и качества продукции;

2. проверка сбалансированности и оптимальности планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;

3. выявление степени влияния основных факторов на показа­тели объема производства и реализации продукции;

4. разработка важнейших мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов приро­ста продукции, улучшения, ее ассортимента и качества.

Объем производства, и реализации промышленной продукции может выра­жаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измери­телях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и вы­полненных работ, включая незавершенное производство.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции, или по оплате.

Ассортимент (номенклатура) и структура производства оказывают боль­шое влияние на результат хозяйственной деятельности.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции пред­приятие должно учитывать, с одной стороны – спрос на данные виды продукции, с другой стороны – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, финансовых и др. ресурсов.

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внутренними и внешними. К внешним причинам относятся конъюнктура рынка, измене­ние спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения и т.д. Внутренние причины – недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, низкая культура производства и т.д.

Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по дру­гим видам продукции приводит к изменению ее структуры. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланирован­ные соотношения отдельных ее видов.

АНАЛИЗ ВПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот.

Данные для анализа выполнения плана производства и реализации продукции приведены в таблице 1.

Таблица 1

Анализ выполнения плана производства продукции

№ п/п

Показатели

По плану

2001 г.

Фактически

2001 г.

% выполнения плана

Прирост

Абсолют-ный ( + - )

Относите-льный %

1

2

3

4

5

6

7

1

Валовая продукция, тыс. руб.

62873

88422

140,63

+ 25549

40,63

2

Товарная продукция, тыс. руб.

61399

87124

141,89

+ 25725

41,89

3

Реализованная продукция, тыс. руб.

60566

75795

125,14

+ 15229

25,14

4

Переработано сырья, т. тонн

5700

6160

108,07

+ 460

8,07

5

Выработано продукции, тыс. ед.

№1 ВА

2200

1803

81,95

- 397

- 18,05

№2 НКУ

1650

2404

145,69

+ 754

45,69

№3 ТНП

550

1202

218,54

+ 652

118,54

№4 ЭКВ

1100

601

54,63

- 499

- 45,37

Прочая

200

150

75

-50

- 25

6

Итого товарной продукции, тыс. ед.

5700

6160

109,27

+ 510

9,27

7

Услуги промышленного характера, тыс. руб.

-

-

-

-

-

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6