Анализ прибыли и рентабельности в системе директ-костинг

Д'уi – при фактической цене, но при плановом уровне переменных затрат на единицу продукции

Д'уi – при фактической цене и при фактическом уровне переменных затрат на единицу продукции

Применяя Д'уi определим сумму прибыли от реализации по плану

Ппл.=Впл.*Д'упл.–Нпл = 60566*0,55612-24594,16 = 9087,8≈ 9084,9тыс.руб.

В процессе последующего анализа необходимо рассчитать, как изменилась сумма прибыли за счет количества проданной продукции. Если объем продукции увеличивается равномерно по всем видам продукции, то его структура не изменится и не будет изменяться средняя доля маржинального дохода в сумме выручки. В таком случае сумма прибыли составит:

Пусл1=Вусл1*Д'упл.–Нпл=66138*0,55612-24594,16=12186,5≈ 9084,9тыс.руб

Т. е. за счет увеличения объемов реализации продукции сумма прибыли увеличилась на 12186,5- 9087,8= +3098,7тыс.руб.

Этот же результат можно получить и способом абсолютных разниц:

ΔПк=(Вус.1.-Впл.)*Д'упл.=( 66138-60566)* 0,55612= +3098,7тыс.руб.

Далее определяем влияние цен на сумму прибыли, используется значение Д'уусл.1.

Пусл2=Вф*Д'упл.–Нпл=75795*0,55612-24594,16=17556,9тыс.руб

То есть 17556,9-12186,5= +5370,4

Прибыль при всех фактических условиях, но при плановой сумме посто­янных издержек составляет:

Пусл3=Вф*Д'уф.–Нпл=75795*0,473-24594,16=11256,875тыс.руб

Т.е. 11256,875 - 17556,9= -6300,025тыс. руб.

Фактическая сумма прибыли

Пф.=Вф.*Д'уф.-Нф.= 75795*0,473-22965,17=12885,865тыс.руб.

Отклонение от плана по сумме постоянных затрат

ΔН=Нф.-Нпл.= 22965,17- 24594,16= -1628,99тыс.руб. привело соответственно к увеличению прибыли на эту сумму

12885,865-11256,875= 1628,99тыс.руб.

Итого:(+3098,7)+(+5370,4)+(-6300,025)+(+1628,99)= 3798,065≈3800,25тыс.руб.

АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Анализ прибыли показал, что данный показатель хозяйственной дея­тельности предприятия и издержки производства изменяются непропорцио­нально объему реализованной продукции, так как часть расходов является по­стоянной.

Поэтому в маржинальном анализе расчет влияния факторов на измене­ние уровня рентабельности продукции производится по следующей модели:

По данным таблицы 36 проведем факторный анализ рентабельности по вы­работанным изделиям

или 17,65%

или 22,62%

или 40,43%

или 73,33%

или 20,48%

Полученные данные показывают, что фактический уровень рентабель­ности в целом выше планового на ΔR = (20,48 – 17,65) = +2,83% В том числе за счет изменения:

-количества реализованной продукции (22,62-17,65) = +4,97%;

-цена реализации (40,43-22,62) = +17,81%;

-удельных переменных затрат (73,33- 40,43) = +32,9%;

-суммы постоянных затрат (20,48-73,33) = -52,85%.

Итого: (+4,97) +(+17,81) +(+32,9) +(-52,85) = +2,83%

Полученные данные показывают, что в целом уровень рентабельности неплохой, однако его занижают постоянные затраты.

Для анализа рентабельности издержек вцелом по предприятию исполь­зуется следующая факторная модель:

Расчет издержек по реализации продукции проведем в таблице 38

Таблица 38

Издержки по реализации продукции

Показатели

Расчет

Сумма, тыс. руб.

По плану

5500 * 4,888 + 24594,16 =

51478,16

При фактическом объёме продаж, но при плановой структуре и уровне переменных и постоянных затрат

5500 * 4,888 * 1,092 + 24594,16 =

53951,48

При фактическом объёме и структуре продаж, но плановом уровне переменных и постоянных затрат

6010 * 4,888 + 24594,16 =

53971,04

Фактически при плановой сумме постоянных затрат

6010 * 6,646 +24594,16 =

64536,65

Фактически

6010 * 6,646 + 22965,17 =

62907,63

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5