Анализ прибыли и рентабельности в системе директ-костинг
Д'уi – при фактической цене, но при плановом уровне переменных затрат на единицу продукции
Д'уi – при фактической цене и при фактическом уровне переменных затрат на единицу продукции
Применяя Д'уi определим сумму прибыли от реализации по плану
Ппл.=Впл.*Д'упл.–Нпл = 60566*0,55612-24594,16 = 9087,8≈ 9084,9тыс.руб.
В процессе последующего анализа необходимо рассчитать, как изменилась сумма прибыли за счет количества проданной продукции. Если объем продукции увеличивается равномерно по всем видам продукции, то его структура не изменится и не будет изменяться средняя доля маржинального дохода в сумме выручки. В таком случае сумма прибыли составит:
Пусл1=Вусл1*Д'упл.–Нпл=66138*0,55612-24594,16=12186,5≈ 9084,9тыс.руб
Т. е. за счет увеличения объемов реализации продукции сумма прибыли увеличилась на 12186,5- 9087,8= +3098,7тыс.руб.
Этот же результат можно получить и способом абсолютных разниц:
ΔПк=(Вус.1.-Впл.)*Д'упл.=( 66138-60566)* 0,55612= +3098,7тыс.руб.
Далее определяем влияние цен на сумму прибыли, используется значение Д'уусл.1.
Пусл2=Вф*Д'упл.–Нпл=75795*0,55612-24594,16=17556,9тыс.руб
То есть 17556,9-12186,5= +5370,4
Прибыль при всех фактических условиях, но при плановой сумме постоянных издержек составляет:
Пусл3=Вф*Д'уф.–Нпл=75795*0,473-24594,16=11256,875тыс.руб
Т.е. 11256,875 - 17556,9= -6300,025тыс. руб.
Фактическая сумма прибыли
Пф.=Вф.*Д'уф.-Нф.= 75795*0,473-22965,17=12885,865тыс.руб.
Отклонение от плана по сумме постоянных затрат
ΔН=Нф.-Нпл.= 22965,17- 24594,16= -1628,99тыс.руб. привело соответственно к увеличению прибыли на эту сумму
12885,865-11256,875= 1628,99тыс.руб.
Итого:(+3098,7)+(+5370,4)+(-6300,025)+(+1628,99)= 3798,065≈3800,25тыс.руб.
АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
Анализ прибыли показал, что данный показатель хозяйственной деятельности предприятия и издержки производства изменяются непропорционально объему реализованной продукции, так как часть расходов является постоянной.
Поэтому в маржинальном анализе расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности продукции производится по следующей модели:
По данным таблицы 36 проведем факторный анализ рентабельности по выработанным изделиям
или 17,65%
или 22,62%
или 40,43%
или 73,33%
или 20,48%
Полученные данные показывают, что фактический уровень рентабельности в целом выше планового на ΔR = (20,48 – 17,65) = +2,83% В том числе за счет изменения:
-количества реализованной продукции (22,62-17,65) = +4,97%;
-цена реализации (40,43-22,62) = +17,81%;
-удельных переменных затрат (73,33- 40,43) = +32,9%;
-суммы постоянных затрат (20,48-73,33) = -52,85%.
Итого: (+4,97) +(+17,81) +(+32,9) +(-52,85) = +2,83%
Полученные данные показывают, что в целом уровень рентабельности неплохой, однако его занижают постоянные затраты.
Для анализа рентабельности издержек вцелом по предприятию используется следующая факторная модель:
Расчет издержек по реализации продукции проведем в таблице 38
Таблица 38
Издержки по реализации продукции
Показатели |
Расчет |
Сумма, тыс. руб. |
По плану |
5500 * 4,888 + 24594,16 = |
51478,16 |
При фактическом объёме продаж, но при плановой структуре и уровне переменных и постоянных затрат |
5500 * 4,888 * 1,092 + 24594,16 = |
53951,48 |
При фактическом объёме и структуре продаж, но плановом уровне переменных и постоянных затрат |
6010 * 4,888 + 24594,16 = |
53971,04 |
Фактически при плановой сумме постоянных затрат |
6010 * 6,646 +24594,16 = |
64536,65 |
Фактически |
6010 * 6,646 + 22965,17 = |
62907,63 |