План маркетинга

Различные фирмы используют разные методы и формы маркетинга, поэтому дать однозначное определение этому понятию крайне трудно. Американские авторы коллективного учебника "Прикладная экономика" приводят универсальное, но слишком общее его определение: "Если рынок – это место встречи покупателя и продавца, маркетинг – деятельность, помогающая им встретиться". Английский профессор А.Хоскинг приводит не одно, а несколько определений маркетинга:

"Маркетинг – это создание того, что мы можем продать, а не сбыт того, что мы можем изготовить".

"Маркетинг – это процесс определения спроса покупателя на продукцию или услуги, мотивация их продаж и распределения конечному потребителю ради получения прибыли.

Маркетинг – это творческая функция менеджмента, имеющая цель развитие торговли и увеличение занятости посредством оценки нужд и потребностей покупателя, проведения научных исследований и проектно-конструкторских разработок, направленных на удовлетворение этих нужд и потребностей".

Существует и такое определение: "Маркетинг – это искусство предложить потребителю товар или услугу, которая будет пользоваться спросом, правильно назначить цену, подобрать каналы сбыта и организовать рекламную кампанию".

Такие разноречивые оценки маркетинга, каждое из которых имеет право на существование, объясняются тем, что в зависимости от состояния рынка, вида продукции и целей, поставленных предприятием, со­держание и направленность маркетинговых исследований может резко изменяться.

Функции маркетинга

Основными функциями маркетинга являются:

- комплексное изучение конкретного рынка, его проблем и перспек­тив;

- планирование товарного ассортимента своего предприятия с учетом требований рынка и своих возможностей;

- формирование спроса и проведение мероприятий по стимулирова­нию сбыта с целью большего совпадения требований рынка и своих возможностей;

- планирование сбытовых операций;

- управление и контроль за маркетинговой деятельностью, которые предполагают при необходимости возврат к первой функции.

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

Для начала необходимо провести изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бо­роться за покупателя и за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлений. Такое изучение, направлено на то, чтобы выявить слабые, сильные стороны конкурентов и на базе этого построить свою стратегию конкуренткой борьбы.

Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние покупатели ее продукта и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию органи­зации.

Многие фирмы не уделяют должного внимания возможной угрозе со стороны вновь пришедших на их рынок и поэтому про­игрывают в конкурентной борьбе именно им. Об этом очень важно помнить и заранее создавать барьеры на пути вхождения потенциальных пришельцев. Такими барьерами могут быть углубленная специализация в производстве продукта, низкие из­держки за счет эффекта масштаба производства, контроль над каналами распределения, использование местных особенностей, дающих преимущество в конкуренции, и т.п. Однако очень важно хорошо знать то, какие барьеры могут остановить или по­мешать потенциальному пришельцу выйти на рынок, и воздви­гать именно эти барьеры.

Очень большой конкурентной силой обладают производите­ли замещающей продукции. Особенность трансформации рынка в случае с появлением замещающего продукта сострит в том, что, если им был убит рынок старого продукта, то он уже обычно не поддается восстановлению. Поэтому для того чтобы суметь достойно встретить вызов со стороны фирм, производя­щих замещающий продукт, организация должна иметь доста­точный потенциал для перехода к созданию продукта нового типа.

Проанализируем положение ОАО АЭМЗ среди потенциальных конкурентов.

Таблица 40

Положение ОАО АЭМЗ среди потенциальных конкурентов

Конкуренты

Показатели

Новосибирский Электромеханический Завод

Хабаровский Завод Электроприборов

Московский Приборостроительный Завод

Ангарский Электромеханический Завод

1. Качество товара

хорошее

среднее

хорошее

хорошее

2. Репутация фирмы

Очень хорошая

хорошая

плохая

средняя

3.Производственные возможности

Очень хорошие

хорошие

плохие

хорошие

4. Технологические навыки

Хорошие

хорошие

Очень хорошие

Очень хорошие

5. Сбытовая сеть

хорошие

плохая

средняя

плохая

6. Реклама

средняя

Очень плохая

средняя

Очень плохая

7. Любые средства продвижения товара

хорошие

плохие

средние

плохие

8. Финансовое положение

среднее

Очень плохое

хорошее

Очень плохое

9. Издержки по сравнению с конкурентами

Средние

высокие

средние

высокие

10. Общая оценка силы фирмы

хорошая

средняя

средняя

средняя

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5