Сущность и содержание риск-менеджмента

Риск - это финансовая категория. Поэтому на степень и величину риска можно воздействовать через финансовый механизм. Такое воздействие осуществляется с помощью приемов финансового менеджмента и особой стратегии. В совокупности стратегия и приемы образуют своеобразный механизм управления риском, т.е. риск-менеджмент. Таким образом, риск-менеджмент представляет собой часть фи­нансового менеджмента.

В основе риск-менеджмента лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода (выигрыша, при­были) в неопределенной хозяйственной ситуации.

Конечная цель риск-менеджмента соответствует целе­вой функции предпринимательства. Она заключается в получении наибольшей прибыли при оптимальном, при­емлемом для предпринимателя соотношении прибыли и риска.

Риск-менеджмент представляет собой систему управле­ния риском и экономическими, точнее финансовыми, отно­шениями, возникающими в процессе этого управления.

Риск-менеджмент включает стратегию и тактику управ­ления.

Под стратегией управления

понимаются направление и способ использования средств для достиже­ния поставленной цели. Этому способу соответствует опре­деленный набор правил и ограничений для принятия решения. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой страте­гии, отбросив все другие варианты. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии.

Тактика

— это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор наиболее оп­тимального решения и наиболее приемлемых в данной хо­зяйственной ситуации методов и приемов управления.

Риск-менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы(объекта управления) и управляющей под­системы

(субъекта управления). Схематично это можно представить следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Структурная схема риск-менеджмента

Объектом управления в риск-менеджменте являются риск, рисковые вложения капитала и экономические отно­шения между хозяйствующими субъектами в процессе реа­лизации риска. К этим экономическим отношениям относятся отношения между страхователем и страховщи­ком, заемщиком и кредитором, между предпринимателями (партнерами, конкурентами) и т.п.

Субъект управления в риск-менеджменте - это специ­альная группа людей (финансовый менеджер, специалист по страхованию, аквизитор, актуарий, андеррайтер и др.), которая "посредством различных приемов и способов уп­равленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления.

Процесс воздействия субъекта на объект управления, т.е. сам процесс управления, может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Про­цесс управления независимо от его конкретного содержа­ния всегда предполагает получение, передачу, переработку и использование информации. В риск-менеджменте получе­ние надежной и достаточной в данных условиях информа­ции играет главную роль, так как оно позволяет принять конкретное решение по действиям в условиях риска.

Информационное обеспечение функционирования риск-менеджмета состоит из разного рода и вида инфор­мации: статистической, экономической, коммерческой, фи­нансовой и т.п.

Эта информация включает осведомленность о вероят­ности того или того страхового случая, страхового собы­тия, наличии и величине спроса на товары, на капитал, финансовой устойчивости и платежеспособности своих клиентов, партнеров, конкурентов, ценах, курсах и тари­фах, в том числе на услуги страховщиков, об условиях стра­хования, о дивидендах и процентах и т.п.

Тот, кто владеет информацией, владеет рынком. Мно­гие виды информации часто составляют предмет коммерче­ской тайны. Поэтому отдельные виды информации могут являться одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества или товарищества.

Менеджер, обладающий достаточно высокой квалифи­кацией, всегда старается получить любую информацию, даже самую плохую, или какие-то ключевые моменты та­кой информации или отказ от разговора на данную тему (молчание - это тоже язык общения) и использовать их в свою пользу. Информация собирается по крупицам. Эти крупицы, собранные воедино, обладают уже полновесной информационной ценностью.

Перейти на страницу: 1 2 3