Методы экономического обоснования капитальных вложений.

Первый метод

связан со сравнением величины инвестиций с величиной получаемого дохода от их использования путем сопоставления цены спроса с ценой предложения. Предприниматель заинтересован во вложении инвестиций, т.е. в приобретении капитального товара, только в том случае, если ожидаемый доход от его использования за определенный период составит не менее величины вложения инвестиций. Но как сравнить эти величины?

Предприниматель за товар сразу платит определенную сумму, а доход будет получать частями в течение ряда лет. Следует определить, сколько стоит тот доход, который предприниматель может получить в будущем, в момент вложения инвестиций. В мировой практике подобные расчеты называют дискон­тированными, а полученную в результате этих расчетов вели­чину называют дисконтированной или текущей стоимостью.

Дисконтированная стоимость (PV) любого дохода (П) че­рез определенный период (Т) при процентной ставке (r) будет равна:

,

где 1, 2, 3, ., n—годы, в течение которых ожидаются ежегодные доходы в размерах П1П2, П3, ., Пn.

Из этой формулы следует, что дисконтированная стои­мость какой-то суммы будет тем ниже, чем больше срок, через который вкладчик намерен получить искомую сумму П, и чем выше процентная ставка r.

Выгодность вложения инвестиций, как было уже отмечено, определяется путем сопоставления цены спроса с ценой пред­ложения.

Цена спроса (ДР) на товар — это самая высокая цена, которую мог бы заплатить предприниматель. Она равна дис­контированной стоимости ожидаемого чистого дохода от вло­жения инвестиций:

ДР = PV ожидаемого чистого дохода.

Предприниматель не будет вкладывать инвестиции больше этой суммы (цены спроса), ибо в противном случае ему выгод­нее вложить деньги в банк под проценты.

Цена предложения товара (СР) определяется как сумма издержек производства этого товара и затрат на его реализа­цию. Как правило, это цена, указанная в прейскуранте, или продажная цена.

Итак, можно сделать следующий вывод: если цена спроса на капитальный товар превышает цену его предложения, то фирме имеет смысл приобретать дополнительные единицы товара; если цена спроса равна цене предложения, то для пред­принимателя будет одинаково правильно любое из инвестици­онных решений — приобретать или не приобретать допол­нительные товары; для предпринимателя невыгодно вклады­вать инвестиции, если цена спроса ниже цены предложения.

Значит, стратегия принятия фирмой инвестиционного ре­шения зависит в конечном итоге от соотношения цены спроса и цены предложения.

Если все это перевести на более понятные нам термины, то это означает:

если Д > K—выгодно вкладывать инвестиции;

если Д < К. — невыгодно;

если Д = К—достигаются равновыгодные условия,

где Д—доход (прибыль), который может быть получен за счет реализации какого-то проекта. Он определяется на основе дисконтирования;

К—капитальные вложения, необходимые для реализации проекта.

В нашем случае Д является ценой спроса, К—ценой пред­ложения.

Второй метод

определения экономической целесообразно­сти вложения инвестиций связан со сравнением нормы отдачи от инвестиций с процентной ставкой или другими аналогич­ными критериями.

Норма отдачи инвестиций определяется по формуле

Чистый доход — Цена предложения

ROR= •100%.

Цена предложения

Если ROR > г, то фирме выгодно вкладывать инвестиции, если же ROR < г — невыгодно. При ROR = г достигаются равновыгодные условия.

В 1994 г. были изданы Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, которые были разработаны по заданию правительства с целью унификации методов оценки эффектив­ности инвестиционных проектов в условиях перехода экономи­ки России к рыночным отношениям. В этих Методических рекомендациях заложены принципы и сложившиеся в мировой практике подходы к опенке эффективности инвестиционных проектов, адаптированные для условий перехода к рыночной экономике.

Главными из них являются:

• моделирование потоков продукции, ресурсов и денежных средств;

• учет результатов анализа рынка, финансового состояния предприятия, претендующего на реализацию проекта, степени доверия к руководителям проекта, влияния реализации проек­та на окружающую природную среду и т.д.;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5