Торговля томского купечества

В конце 18 - начале 19 веков в Сибири происходил процесс повышения роли местного купечества, который напрямую был связан с экономическим развитием края, ростом городов и законодательным оформлением купеческих прав и обязанностей в торгово-промышленной деятельности. Становление купечества шло в условиях ограничений на торговлю и промыслы со стороны правительства и местной администрации, разного рода притеснений со стороны коррумпированных чиновников, конкуренции со стороны купцов из Европейской России.

Основной сферой предпринимательства, в которой проходили названные процессы, для подавляющего большинства томского купечества являлась торговля. Основу получения прибыли здесь составляла разница цен закупаемого и продаваемого товара. Подешевле купить, подороже продать — вот основной принцип примитивного товарообмена, господствовавшего в конце 18 - первой половине 19 веков. Только во второй половине 19 века в Сибири начинают применяться новые методы торговли: низкие цены как средство борьбы против конкурентов и достижения монополии в отдельных отраслях и на отдельных территориях, реклама как необходимое средство торговли, широкое применение кредита, верность данному слову как обязательное условие работы в коммерции и т.д.

Основная доля прибыли в торговле томского купечества складывалась из следующих составляющих. В основном это был выигрыш от разницы оптовых и розничных цен — оптовая цена привозимых как летом (водным путем), так и зимой (гужевым транспортом) товаров была ниже, чем розничная их цена в лавках, магазинах, лабазах и торговых рядах на базаре. Купечество выигрывало также на разнице цен на сельские товары в деревнях и селах и на городских рынках и в высоких ценах на промышленные товары в Сибири, произведенных в Европейской России.

Характер торговли влиял на складывание организационной структуры торговых отношений в крае. Отношения купца-оптовика и мелких розничных торговцев вели к тому, что возникла пережиточная форма зависимости последних от первого. Такие отношения получили в Сибири широкое распространение и назывались «монополией».

Другой особенностью торговли в отдельных регионах Сибири являлось отсутствие специализации отдельных торговцев на том или ином её виде и наличие ярмарочной торговли. Председатель Ирбитского ярмарочного комитета И.Я. Лопаткин в 1895 году докладывал в министерство финансов: «Главная особенность сибирской торговли заключается в отсутствии специализации: от миллионера, торгующего в нескольких губерниях, до коммерсанта, имеющего оборот в 2-3 десятка тысяч рублей, каждый покупает и продает в Сибири всевозможные товары».

При таком характере торговли возникали трудности в снабжении предпринимателей необходимыми товарами широкого ассортимента в небольших партиях. В сибирских регионах эта проблема решалась через ярмарочные формы торговли. Только на ярмарке предприниматель имел возможность встретить продавцов из разных мест, чтобы купить все необходимое для своей разнообразной торговли, и покупателей, которым он сбывал свои товары. Кроме того, развитие ярмарочной торговли обусловливалось малонаселенностью края, большой удаленностью населенных пунктов друг от друга, плохими путями сообщения, наличием кочевого скотоводства и некоторыми другими. В целом, кратковременные и периодические формы экономических отношений между районами при помощи ярмарок свидетельствовали о слабости хозяйственных связей между отдельными регионами Сибири, между Сибирью и Европейской Россией.

В рассматриваемый в данной монографии период обороты ярмарочной торговли имели тенденцию к росту, отражая, прежде всего количественные изменения в сибирской региональной торговле. Качественные изменения произойдут здесь только после строительства Сибирской железной дороги, когда значения ярмарок будет падать в связи с удешевлением транспортировки грузов на большие расстояния и приближением торговцев к фабрикантам в обход многочисленных посредников.

Перейти на страницу: 1 2 3 4