Построение системы тарифной оплаты труда на предприятии

Однако с точки зрения стратегии развития оплаты труда этот путь неперспективен, ввиду того, что он воспроизводит на новой основе – недостатки ранее действовавших тарифных условий. Эти тарифные условия предусматривали фактически две параллельно существующие тарифные системы, недостаточно увязанные между собой с точки зрения единства в оплате равносложного труда по отраслям и категориям работников: систему тарифных ставок дифференциации оплаты труда рабочих и систему должностных окладов руководителей, специалистов и служащих. Последствиями этой неувязки стали необоснованно сблизившиеся соотношения в заработной плате рабочих и служащих, особенно рабочих и специалистов. Главной причиной такого положения послужил разный характер построения тарифных сеток и схем должностных окладов: если в тарифных сетках предусмотрено прогрессивное нарастание ставок оплаты рабочих от разряда к разряду, то характер изменения должностных окладов служащих по мере возрастания сложности выполняемых ими функций обратный — регрессивный, когда с повышением сложности должностных обязанностей служащих возрастание их оклада осуществляется в уменьшающихся размерах.

Вряд ли целесообразно воспроизводить в дальнейшем такие тарифные условия, которые приводят к указанным диспропорциям в заработной плате.

Альтернативой такому подходу может быть переход к единой унифицированной тарифной системе оплаты труда работников отраслей народного хозяйства, в качестве которой будет выступать единая межотраслевая тарифная сетка (ЕТС).

В настоящее время институт Труда Министерства труда Российской Федерации разработал межотраслевую 23-разрядную ЕТС для дифференциации оплаты рабочих и служащих отраслей народного хозяйства. Единая сетка представляет собой шкалу тарификации и оплаты труда всех работников, начиная от рабочих низшего уровня квалификации до руководителей высших органов исполнительной власти республиканского уровня. И первый шаг в этом направлении для отраслей, финансируемых из бюджетных источников (кроме аппарата органов государственного управления) — 18-разрядная ЕТС, которая утверждена Правительством РФ от 14 октября 1992 г. и начала практически действовать с начала 1993 г. [17]

30.03.2000 г. за № 284 вышло постановление Правительства РФ «Об утверждении тарифных коэффициентов ЕТС по оплате труда работников организаций бюджетной сферы», которые вводятся в действие с 01.01.2001 г., а за №309 от 18.03.99 г. «О повышении тарифных ставок (окладов) ЕТС по оплате труда работников организаций бюджетной сферы».

Итак, оплата труда в бюджетной сфере определяется на основе ЕТС. Ее использование является обязательным для всех предприятий и организаций, находящихся на бюджетном финансировании. Она представляет собой перечень разрядов оплаты труда (с 1 по 18 разряд) и тарифные коэффициенты.

Перейти на страницу: 1 2