Реформа ЗП

Новый этап, обусловленный началом выхода из системного кризиса и созданием предпосылок экономического роста, требует новой идеологии формирования системы оплаты труда, которая должна стать одним из основных стимулов повышения производительности труда и эффективности хозяйствования в национальном масштабе. Исходя из этого и в соответствии с поручением Правительства РФ в Минтруде России подготовлен проект основных направлений Концепции реформирования ЗП. [7,26,37,37]

Ситуация в сфере оплаты труда

Специфика переходного периода состоит в том, что в условиях либерализации социально-трудовых отношений государство уже не контролирует организацию оплаты труда, а рыночные регуляторы еще не вступили в –полную силу. Это привело к тому, что процессы в этой области приобрели стихийный, бессистемный характер. В результате сложились непропорциональные, а порой уродливые формы оплаты труда. ЗП практически перестала выполнять воспроизводственную, стимулирующую, регулирующую и социальную функции.

Минимальная оплата труда, законодательно установленная на уровне 83,49 руб., составляет всего 17,4% официального прожиточного минимума и, естественно, не выполняет функции социальной гарантии. Более того, она стала играть несвойственную ей роль технического норматива при определении размеров стипендий, пенсий, социальных выплат и даже штрафов и пеней.

Для нынешней ситуации в области оплаты труда характерна возросшая дифференциация в уровне ЗП между отраслями, регионами и предприятиями. Значительно выше среднего по стране уровень ЗП в топливно-энергетических областях, цветной металлургии, на транспорте, в финансово-кредитных учреждениях. В то же время в сельском хозяйстве, легкой промышленности, машиностроении, в отраслях бюджетной сферы уровень ЗП существенно ниже среднего по стране. Так, в январе 2000 г. средняя ЗП в расчете на одного работника в топливной промышленности составила 5857 руб., а в легкой — 950 руб.[16]

Структура оплаты труда разбалансирована: надтарифная часть на многих предприятиях в несколько раз превышает тарифную долю заработка работника. Это говорит о необходимости коренного пересмотра тарифных систем на предприятиях с тем, чтобы тариф более адекватно выполнял функцию базовой оценки результатов труда.

Трудности российской экономики, усугубившиеся ухудшением финансового состояния предприятий и организаций, недопоступлением налогов и других платежей в федеральный бюджет и бюджеты территорий, негативно сказались на финансировании бюджетных организаций. В настоящее время оплата труда работников бюджетной сферы осуществляется на основе Единой тарифной сетки (ЕТС), утвержденной Правительством РФ. Размер ставки 1-го разряда не пересматривался с сентября 1995 г. Наиболее острый вопрос оплаты труда в бюджетной сфере — крайне невысокий уровень ставок и окладов.

Низкая зарплата на основной работе, хронические задержки ее выплаты отрицательно сказываются и на отношении работников к своим функциональным обязанностям. Они являются одним из основных мотивов вынужденной вторичной занятости. Основное место работы, несмотря на то, что с ним пока еще связаны стратегические ориентации граждан, постепенно утрачивают свою значимость. Становление системы социального партнерства, являющейся одним из основных механизмов регулирования рынка труда и установления цены рабочей силы, происходит медленно. Действующий закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" не содержит конкретных механизмов регулирования оплаты труда, не предусматривает разделение функций между отдельными видами соглашений и не позволяет согласовать их между собой.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6