Реформа ЗП

Система районного регулирования оплаты труда сложилась в конце 50-х и в 60-х годах в условиях централизованной системы управления экономикой и в настоящее время не соответствует новым социально-экономическим условиям и требованиям рыночной экономики. Действующие размеры районных коэффициентов не отражают реальных различий в стоимости жизни по территориям.

Законодательно не закреплены четкие критерии определения районов Севера и отнесения к нему территорий, что не позволяет эффективно проводить дифференцированную государственную политику в области регионального регулирования оплаты труда.

Не решена проблема финансирования расходов по выплате районных коэффициентов и северных льгот. В условиях, когда около 70% территорий страны отнесены к районам, на которые распространяются указанные льготы, а различия в стоимости прожиточного минимума по субъектам Российской Федерации составляют 4-4,5 раза, государство не может нести бремя всех расходов по выравниванию уровня жизни населения.[26]

Ослаблено внимание к нормированию труда. На многих предприятиях не проводится работа по пересмотру устаревших норм и снижению трудоемкости продукции.

Цель и задачи реформирования ЗП

Цель реформирования — создание условий для кардинального повышения реального размера оплаты труда, обеспечение реализации воспроизводственной, стимулирующей, регулирующей и социальной функций ЗП.

Основными задачами реформирования являются:

§ развитие рыночных механизмов регулирования ЗП;

§ участие государства в регулировании цены рабочей силы (ЗП) на основе системы социальных гарантий и социальных стандартов, характеризующих не только минимально достаточные условия и уровень жизни работников и их семей, но и динамику их повышения;

§ поэтапное повышение минимальной оплаты труда и тарифной ставки 1-го разряда ЕТС приближая его к величине прожиточного минимума;

§ реализация принципа равной оплаты равносложного труда в сопоставимых условиях, устранение необоснованной дифференциации в оплате труда в зависимости от формы собственности предприятия;

§ усиление законодательной защиты права работников на своевременное получение начисленной зарплаты.

Необходимо повысить мотивационный потенциал ЗП, привести в соответствие с новыми реалиями механизм увязки оплаты труда с конечными результатами производства.

Основное содержание реформы ЗП

Низкий уровень ЗП и связанная с этим неудовлетворительная структура расходов населения тормозят проведение реформ в социальной сфере, так как основная часть заработка (до 70-80%) расходуется на питание и покупку товаров народного потребления, а оставшейся части недостаточно для оплаты жилья, медицинских и других услуг, которые раньше оплачивались за счет общественных фондов потребления.

Общее направление социально-экономических реформ, составной частью которых является и реформирование ЗП, заключается в переносе центра тяжести социальных расходов (т.е. оплата услуг социальной сферы, включая жилищно-коммунальные, медицинские и т.п.) с государственного бюджета на самих граждан. Эта задача не выполнима без повышения удельного веса ЗП в структуре ВВП и денежных доходов населения. Сейчас доля зарплаты в ВВП составляет 46%, а в структуре денежных доходов населения — менее 42%, в то время как в западных странах доля ЗП в ВВП – около 55% и в общих доходах населения – 60-70%.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7