Реформа ЗП

Государственные минимальные гарантии в оплате труда

В соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24 октября 1997 г. № 134-Ф3 сроки и размеры повышения минимального размера оплаты труда следует устанавливать исходя из необходимости поэтапного повышения минимального размера оплаты труда в Российской Федерации до величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Это позволит ей в полной мере выполнять роль социального норматива, а переход в перспективе на новый социальный стандарт - минимальную часовую оплату – окончательно избавит этот норматив от выполнения несвойственных функций измерителя социальных выплат и придаст оценке труда характер, адекватный рыночным отношениям.

Переход на минимальную часовую оплату труда должен происходить одновременно с принятием нормативных актов, предусматривающих условия почасового найма, усиление гарантий наемным работникам по оплате вынужденного простоя.

Развитие механизмов регулирования оплаты труда

В условиях рыночных отношений и экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов возможности непосредственного государственного регулирования ЗП ограничены, и этот процесс может осуществляться прежде всего мерами налоговой политики, а также путем использования механизма социального партнерства.

1. Налоговая политика государства в отношении регулирования ЗП

Успешное формирование ЗП невозможно без изменения фискальной государственной политики. Реформирование системы оплаты труда должно проводиться параллельно с изменением налоговой системы. Действующие ныне ставки подоходного налога подавляют рост ЗП, из-за чего трудовые доходы, которые в нормальной ситуации должны выражаться в форме оплаты труда, "уходят в тень", искажая статистику общих денежных доходов населения. По оценке Госкомстата России, размеры не фиксируемых статистикой скрытых форм оплаты труда достигают 11% ВВП и 25-31% начисленной ЗП. Изменение налогового законодательства должно преследовать цель снижения налоговой нагрузки на предприятия и обеспечить возможности роста фонда оплаты труда.

Планируемое Правительством РФ уменьшение налогового пресса на предприятия должно быть компенсировано увеличением налоговых поступлений от граждан, что невозможно без увеличения ЗП. Повышение зарплаты, в свою очередь, позволит осуществить реформу социальной сферы: уменьшить, а затем полностью прекратить дотации из госбюджета на содержание жилищно-коммунального хозяйства, перейти к созданию новой системы пенсионного страхования с использованием накопительных схем, реорганизовать систему медицинского страхования.

Перенос налоговой нагрузки на экономически активное население усилит стимулы развития самих предприятий, без чего экономический рост, а следовательно, и рост ЗП невозможны.

2. Усиление роли социального партнерства: регламентация двух- или трехсторонних соглашений всех уровней и коллективных договоров

В новых условиях решение проблем в области оплаты труда невозможно без развитых механизмов социального партнерства. Регулирование оплаты труда на основе социального партнерства в Российской Федерации должно включать в себя систему норм и положений, взаимосвязанных по уровням соглашений. Эта взаимоувязка может быть обеспечена за счет разграничения круга вопросов в области оплаты труда, решаемых каждым видом соглашений, координации сроков из заключения, усиления обязательности решений, принятых в соглашениях, для предприятий всех форм собственности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7