Что такое риски. Классификация

Так что предпринимательский рискхарактеризуется как опасность непредвиденного, нерассчитанного расхода ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, рассчитанным на рациональное использование ресурсов. Иначе говоря, риск есть угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных прогнозом, проектом, планом, программой его действий либо получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.

Подчеркнем еще раз, что при установлении предпринимательского риска надо различать понятия «расход» и «убытки», «потери». Любая предпринимательская деятельность неизбежно связана с расходами, тогда как убытки имеют место при неблагоприятном стечении обстоятельств, просчетах и представляют дополнительные расходы сверх намеченных. К убыткам следует относить и любые расходы, не приносящие эффекта, целесообразного результата.

Существует также вид экономических потерь, которые именуют «упущенными возможностями». Предположим, что рыбак отправился на зимнюю рыбалку в залив Мордвинова, надеясь поймать рыбу. Но уже на льду он обнаружил, что леска и крючки некачественные, к употреблению не пригодны. Пришлось вернуться ни с чем. Упущенная возможность принести корюшку или навагу и есть в данном случае потеря.

Вполне возможна ситуация понесения морального ущерба, в итоге которого предприниматель теряет свой имидж, а иногда и здоровье. В судебной практике встречаются случаи, когда потери, связанные с моральным ущербом, суд принуждает возместить пострадавшему в денежной форме.

По данным выборочного обследования 200 малых предприятий из 30 регионов страны, проведенного Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации в четвертом квартале 1996 года были названы следующие факторы, ограничивающие рост производства в промышленных предприятиях (в процентах от общего числа респодентов): неплатежеспособность потребителей – 80, недостаток собственных средств – 79, недостаток рынков сбыта – 50,5, нехватка сырья и материалов – 43, высокая конкуренция со стороны отечественных предприятий – 29, дефицит инвестиций – 26, изношенность оборудования – 32, нехватка заемных и кредитных средств – 18 и т.д[4].

Определенный интерес представляет информация об угрозах для ведения бизнеса в России[5].

Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации обследовал в 1997 году 2119 предприятий розничной торговли в 18 регионах страны. Результаты исследования показали, что основными факторами, препятствующими нормальной работе торговых предприятий, являются (в процентах от общего числа обследованных предприятий): высокий уровень налогов – 83; недостаток собственных средств в расчетах – 59; недостаточный платежеспособный спрос – 55; высокая арендная плата – 33; высокие транспортные расходы – 30; недостаточный ассортимент – 10[6].

Перейти на страницу: 1 2 3