Прибыль и рентабельность

.

Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определённой базы. Организация рента­бельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Рентабельность может определяться по-разному.

Рентабельность производства исчисляется по формуле:

,

где Р

– уровень рентабельности производства, %;

П

– сумма валовой прибыли, руб.;

ОФ

– среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;

НОС

– среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств (материальных оборотных средств), руб.

Кроме рентабельности производства в процессе анализа предприни­ма­тельской деятельности широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемый как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции. Применение этого показателя рен­та­бельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчётах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с про­изводства неэффективных изделий.

Учитывая, что прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой оно реализуется, рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам.

Рентабельность продукции в двух её разновидностях исчисляется по формулам:

и ,

где Р

– рентабельность продукции, %;

П

– валовая прибыль предприятия, руб.;

СП

– полная себестоимость реализованной продукции, руб.;

ЦП

– объём реализованной продукции в соответствующих ценах (за минусом НДС и акцизов), руб.

Рост любого показателя рентабельности зависит от единых экономи­ческих явлений и процессов. Это, прежде всего, совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе прео­доления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах. Это повыше­ние эффективности использования ресурсов организациями на основе стаби­лизации взаимных расчётов и системы расчётно-платёжных отношений. Это индексация оборотных средств и чёткое определение источников их фор­ми­рования.

Важнейшими факторами роста прибыли являются рост объёма произ­водства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок, а следовательно, повышение производительности труда, снижение себестои­мости, улучшение качества продукции. В условиях развития предпринима­тельской деятельности создаются объективные предпосылки реального пре­творения в жизнь указанных факторов.

Основной источник денежных накоплений предприятий и организаций – выручка от реализации продукции, а именно та её часть, которая остаётся за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции. Поэтому важная задача каждого хозяй­ству­ю­ще­го субъекта – получить больше прибыли при наименьших затратах путём со­блюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эф­фективного их использования.

Затраты на производство и реализацию продукции определяют уровень и структуру её себестоимости. Выручка от реализации продукции исчис­ля­ет­ся в действующих ценах. В условиях радикального изменения управления экономикой показатель выручки от реализации становится одним из важ­ней­ших показателей деятельности хозяйствующих субъектов. Данный показа­тель создаёт заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объёма выпускаемой продукции, сколько в увеличении объёма реализованной продукции (с учётом снижения остатков нереали­зо­ванной продукции).

Перейти на страницу: 1 2 3