Ценообразование

Проблема ценообразования занимает ключевое место в системе рыноч­ных отношений. Проведённая в России либерализация цен привела к резкому сокращению воздействия государства на процесс регулирования цен. С 1992 года система ценообразования сведена по существу к применению сво­бод­ных, т.е. рыночных цен, величина которых определяется спросом и предло­жением. Государственное регулирование цен применяется для узкого круга товаров, производимых предприятиями-монополистами.

Как свободные, так и регулируемые цены могут быть оптовыми (от­пускными) и розничными.

Оптовая цена предприятия включает полную себестоимость про­дук­ции и прибыль предприятия. По оптовым ценам предприятий продукция ре­а­лизуется другим предприятиям или торгово-сбытовым организациям.

Оптовая цена промышленности включает оптовую цену предприятия, налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. По оптовой цене про­мыш­ленности продукция реализуется за пределы данной отрасли. Если продукция реализуется через сбытовые организации и оптовые торговые базы, то в оп­товую цену промышленности включаются наценки для покрытия издержек и образования прибыли этих организаций.

Оптовые цены целесообразно устанавливать, как и ранее, с при­ме­не­ни­ем цен-франко. Понятие «франко» означает, до какого пункта то­ва­ро­про­дви­жения покупатель свободен от расходов по доставке.

Так, при оптовых ценах франко-станция отправления все расходы по доставке до станции отправления включены в оптовую цену, а все по­сле­ду­ю­щие транспортные расходы несёт покупатель. Цены франко-станция от­прав­ления ранее имели наибольшее распространение в материалоёмких отраслях промышленности, а цены франко-станция назначения – в отраслях, об­слу­жи­ваемых централизованной системой сбыта массовой продукции, затраты на перевозку которой составляли значительный удельный вес в себестоимости. Однако экономическая целесообразность франкировки цен в условиях раз­ви­тия предпринимательства должна определяться не формами снабжения и сбыта, а влиянием на коммерческую деятельность предприятий взаимо­вы­год­ных отношений между производителем и потребителем продукции.

Розничная цена включает оптовую цену промышленности и торговую накидку (скидку). Если оптовые цены применяются преимущественно во внутрихозяйственном обороте, то по розничным ценам товары реализуются конечному потребителю – населению. Структура розничной цены представ­лена на рис. 1.

Таким образом, уровень свободных и регулируемых цен является важ­ней­шим фактором, влияющим на выручку от реализации продукции, а, сле­довательно, и на величину прибыли.

Рис. 1. Структура розничной цены