Состав валовой прибыли организации

Прибыль, как главный результат предпринимательской деятельности, обеспечивает потребности самой организации и государства в целом. Поэ­то­му, прежде всего, важно определить состав прибыли организации. Общий объём прибыли организации представляет собой валовую прибыль. На вели­чину валовой прибыли влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.

Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности ор­ганизации, является рост объёма производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение её себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования произ­водственных фондов, рост производительности труда.

К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся из­менения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных, технических условий на производство и реализацию продукции, а также другие факторы.

Под влиянием как тех, так и других факторов складывается валовая прибыль. В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов де­ятельности. Во-первых, валовая прибыль включает прибыль от реализации товарной продукции, исчисленную путём вычета из общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, акцизов и затрат на производство и реализацию, включаемых в себе­сто­и­мость. Прибыль от реализации товарной продукции – основная часть валовой прибыли.

Во-вторых, в состав валовой прибыли включается прибыль от ре­а­ли­за­ции прочей продукции и услуг нетоварного характера, т.е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного предприятия. В-третьих, в состав валовой прибыли входит прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. Наконец, в составе валовой прибыли отражаются вне­реа­лизационные доходы и расходы, т.е. результаты внереализационных опера­ций.

В связи с тем, что подавляющую часть валовой прибыли (95–95%) ор­ганизации получают от реализации товарной продукции, этой части прибыли должно быть уделено главное внимание. Отмеченные выше факторы, зави­ся­щие и не зависящие от её деятельности, воздействуют главным образом на прибыль от реализации продукции. Основные из этих факторов подлежать детальному изучению и анализу.

Предварительно следует учесть, что не прибыль от реализации то­вар­ной продукции влияет изменение остатков нереализованной продукции. Чем больше этих остатков, тем меньше прибыли предприятие получит от реа­ли­за­ции продукции. Величина нереализованной продукции зависит от ряда при­чин, обусловленных коммерческой деятельностью и условиями реализации продукции.

Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, является изменение объёма производства и реализации продукции. Чем больше объём реализации в конечном счёте, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.

Падение объёма производства в нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечёт сокращение объёма прибыли. Отсюда вывод о необ­хо­ди­мости принятия неотложных мер по обеспечению роста объёма производства продукции на основе его технического обновления и повышения эф­фек­тив­ности производства. В свою очередь, совершенствование расчётно-платёж­ных отношений между организациями будет способствовать улучшению ус­ловий реализации продукции, а следовательно, росту прибыли.

Перейти на страницу: 1 2 3 4