Состав валовой прибыли организации

Вторым, не менее важным, фактором, влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, является изменение уровня се­бе­сто­и­мос­ти продукции. Если изменение объёма реализации влияет на сумму прибыли прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли и уровнем себе­стоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на её производство и реализацию, тем выше прибыль, и нао­борот. Этот фактор, определяющий размер прибыли, в свою очередь, на­хо­дится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины её снижения или по­вышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня зат­рат на производство и реализацию продукции, а следовательно, увеличению за счёт этого прибыли.

Фактором, напрямую определяющим величину прибыли от реализации продукции, являются применяемые цены. Свободные цены в условиях их ли­берализации устанавливаются самими предприятиями и организациями в за­висимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и пред­ло­же­ния аналогичной продукции другими производителями. Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определённой степени является зависящим от предприятия. Не зависящим от предприятия фактором выступают го­су­дар­с­т­венные регулируемые цены, устанавливаемые на продукцию предприятий-монополистов. Очевидно, что уровень цен определяется прежде всего ко­ли­чеством производимой продукции, зависящим от технического со­вер­шен­ст­вования её производства, проведения работ по модернизации и т.д.

Кроме указанных выше факторов на величину прибыли от реализации, безусловно, влияют изменения в структуре производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной себестоимости этой продукции), тем больше прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной про­дук­ции повлечёт сокращение прибыли.

Таким образом, рассмотренные выше основные факторы, воздейст­ву­ю­щие на объём прибыли от реализации товарной продукции как в сторону уве­личения, так и уменьшения, должны явиться предметом тщательного ана­лиза.

Кроме прибыли от реализации продукции в состав валовой прибыли включается, как отмечено выше, прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентов валовой прибыли. Результаты от прочей реализации могут быть как положительными, так и отрицательными. Предприятия транспорта, под­собных сельских хозяйств, торговых организаций, находящихся на балансе предприятия, могут иметь от реализации своей продукции, работ, услуг не только прибыль, но и убытки, что соответственно скажется на объёме ва­ло­вой прибыли.

Отдельной составной частью валовой прибыли выделена прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. У предприятий и ор­га­ни­заций могут образоваться излишние материальные ценности в результате из­менения объёма производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен при­об­ре­тения. Поэтому от реализации ненужных товарно-материальных ценностей образуются не только прибыль, но и убытки.

Перейти на страницу: 1 2 3 4