Предпринемательство: сущность , виды , субъекты.

Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов предпринимательского про­цесса. Именно от него зависит эффективность и качество реали­зации предпринимательской идеи.

Известно, что каждому экономическому субъекту свой­ственны свои собственные интересы. Что касается предприни­мателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что в общем-то и состав­ляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпри­нимательского процесса.

В рамках таких взаимоотношений предприниматель обо­значает для себя определенные проблемы в своей повседнев­ной деятельности и старается разрешить их с наибольшим эф­фектом. Какие же это проблемы?

Прежде всего, подбор кадров нужной специализации и требуемого у ровня квалификации. Эта проблема разрешается двумя возможными путями:

• подготовка таких кадров на собственной информацион­ной и финансовой базе (но такой путь не всегда эффекти­вен по понятным причинам);

• привлечение кадров, занятых в других предприниматель­ских или производственных структурах , для чего требуется создание для ра­ботников лучших, более привлекательных .

Другой проблемой выступает необходимость вовлечения наемного работника в интерес предпринимательской структу­ры. При этом различают две формы:

• вовлечение наемного работника в производственный ин­терес предпринимательской структуры;

• вовлечение наемного работника в коммерческий интерес фирмы.

Первая форма свойственна европейской системе органи­зации труда, когда каждый наемный работник точно знает свои производственные функции и выполняет их с присущей ему умелостью.

Вторая форма характерна для японо-американской систе­мы организации труда, когда каждый наемный работник заин­тересован не только в должном исполнении своих производ­ственных функций, но и обеспокоен общим результатом деятельности предпринимательской структуры. Эта форма вовле­чения работника является, конечно, более эффективной по срав­нению с первой и наиболее привлекательной как с точки зре­ния предпринимателя, так и с точки зрения общества.

Форма вовлечения наемного работника в интерес предпри­нимательской структуры зависит от используемой предприни­мателем системы оплаты труда. На сегодняшний различают следующие :

* Твердая гарантированная заработная плата.

* Твердая гарантированная заработная плата с ежемесяч­ной (ежеквартальной или ежегодной) премией,

* Сдельная заработная плата.

* С использованием коэффициента эффективности.

* Сдельно-премиальная заработная плата.

* Тарифная заработная плата.

* Почасовая заработная плата.

Правда, все эти формы оплаты труда способствуют вовле­чению работника лишь в производственный (но не в коммер­ческий) интерес фирмы. Для работника в такой ситуации глав­ное — выполнить надлежащим образом свои обязанности а ка­ков будет общий результат деятельности фирмы, предприятия, коллектива, для него не так важно.

Для вовлечения работника в коммерческий интерес фирмы важно создать такую ситуацию, когда работник одновременно бу­дет заинтересован как в своих личных результатах, так и в ре­зультатах коллективной деятельности. Такой двоякий интерес работника можно стимулировать только одним-единственным средством — установлением приемлемого уровня заработной платы.

В условиях рынка от предпринимателя требуется умение — и даже предрасположенность — действовать в союзе с други­ми предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эф­фективных партнерских связей, в ходе которого предпринима­тель осуществляет переориентацию своей деятельности.

Партнерские связи (реальные и потенциальные) играют весьма важную роль в предпринимательстве. Каждый пред­приниматель при планировании своей деятельности, при раз­работке бизнес-плана обязательно учитывает возможность установления необходимых партнерских связей. К примеру, если Вы планируете производить, скажем, кухонную мебель, то Вы, естественно, обязательно постараетесь определить, где, у кого и на каких условиях предположительно (и есть ли такая возможность) Вы сможете приобретать все необходи­мое для организации производства (древесину, иные компоненты, фурнитуру, оборудование, машины и т. д.). Без такого подхода невозможно планирование предпринимательской де­ятельности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5