Механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм

Основные цели предприятия

Фирмы образуют в экономике сектор предприятий. В ры­ночной экономике он принимает форму сектора коммерческих организаций, или предпринимательского сектора.

Предприятия (фирмы), составляющие основу предпринима­тельского сектора, представляют собой самостоятельные хозяй­ственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой де­ятельности. Под коммерческой понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, фи­зических и юридических, которая должна приносить предпри­ятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

Извлечение максимальной прибыли является конечной целью фирмылюбой коммерче­ской деятельности. Вместе с тем ее до­стижение осуществляется через определение и реализацию набора целевых установок тактического и стратегического по­рядка, таких как:

— увеличение объема продаж;

— достижение более высоких темпов роста;

— увеличение доли рынка;

— увеличение прибыли по отношению к вложенному ка­питалу;

— увеличение дохода на 'акцию компании (если это акци­онерная компания);

— увеличение рыночной стоимости акций (если это откры­тое акционерное общество);

— изменение структуры капитала.

Характер целевых установок предприятия определяется со­стоянием экономики в целом, тенденциями развития конкрет­ной отрасли, к которой относится его деятельность, а также стадией цикла жизни самого предприятия. Согласно теории жизненных циклов организации первую стадию цикла жизни предприятия характеризует активная экспансия, наращивание темпов роста. Накопление направлено на создание производ­ственных мощностей, захват рынков. Второй стадии соответ­ствует рост курсов акций и прибыли, увеличение доходов соб­ственников капитала. Главное место занимает борьба за удер­жание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек. На третьей стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли, что стимулирует отток капитала из отрасли; на этой стадии единственной целью пред­приятия является выживание (сохранение жизнеспособности), •г. е. продолжение его операций в течение определенного пе­риода времени, зачастую не столько ради достижения опреде­ленного уровня прибыли, сколько для минимизации убытков. Минимизация убытков является оборотной стороной конеч­ной цели деятельности предприятия, а именно максимизации прибыли. Эти два понятия неразрывно связаны между собой. Будучи .ориентировано на высокий положительный результат, в краткосрочном плане предприятие может переживать менее успешные периоды своей деятельности. Речь идет о финансовых потерях, возникновение которых напрямую связано с рисками, сопровождающими предпринимательскую деятельность. Пред­принимательский риск, собственно, и определяется как веро­ятность возникновения у фирмы финансовых потерь, к которым относится как недополучение прибыли по сравнению с про­гнозируемой величиной, так и возникновение убытков. Процветающее предприятие — это пред­приятие, получающее устойчивую при­быль от своей деятельности. Эта задача-максимум может быть реализована на стабильной основе только через осознание и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей или, согласно получившей широкое распространение в меж­дународной теории и практике бизнеса концепции, через со­здание системы ценностей для трех общественных групп: вла­дельцев (акционеров) предприятия, потребителей его продук­ции, поставщиков и персонала предприятия. Владельцы (акционеры) предприятия заинтересованы в постоянном и все возрастающем потоке доходов и таком использовании собст­венных и привлеченных средств, которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности. Персонал и поставщики за­интересованы в стабильности предприятия, в развитии с ним долгосрочных отношений, в благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей наивысшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене.

Перейти на страницу: 1 2 3