Инвестиционная программа – 2001

Инвестиционная политика в респуб­лике реализуется через ежегодно при­нимаемые государственные инвестици­онные программы.

Рассматривая источники финансиро­вания инвестиций в рамках принятой на 2001 г. инвестиционной программы, мож­но отметить, что на этот год доля инос­транных инвестиций и кредитов под га­рантию правительства (централизован­ных) составляет 28,5% от всех капиталь­ных вложений, прямых иностранных ин­вестиций - 5,2%. При этом за счет соб­ственных средств предприятий финанси­руется 22,1%. Бюджетные средства все еще являются значительным источником финансирования инвестиций - 20,8%.

Из общей суммы инвестиций и кре­дитов, предусмотренных в адресной программе инвестиционных проектов на 2001 год[23], доля иностранных кредитов под гарантию правительства составля­ет 82,76%, а прямых иностранных инве­стиций и кредитов - 17,24%.

Число проектов, включаемых в адрес­ную часть инвестиционной программы, сокращается, начиная с 1999 года, что связано с более жесткими требованиями к качеству проработки проектов, обеспе­чению их проектно-сметной документацией и источниками финансирования. Так, в инвестиционную программу 1999 г. вошел 181 проект, 2000 г. - 91, а 2001 г. - 75.

Наибольшую долю инвестиций и кре­дитов планируется направить в 2001 году в топливно-энергетический (22,9%) и ин­дустриальный (20.7%) комплексы (таб­лица 4).

Принимаемые в последние годы ин­вестиционные программы характеризу­ются своей социальной направленнос­тью. Так, в 2000 году в социальный ком­плекс было направлено 7,1% от всего объема инвестиций. Согласно инвести­ционной программе 2001 г. в социаль­ной сфере запланировано освоение 14,1% общего объема.

Большое внимание уделяется поддер­жке малого и среднего бизнеса. Так, на долю кредитных линий для его развития приходится более 10% инве­стиций и кредитов.

В сводный перечень приори­тетных инвестиционных предло­жений включены 115 проектов с расчетным объемом привлекаемых иностранных инвестиций и кредитов около $5,9 млрд. Большие инвестиционные воз­можности имеет энергетическая отрасль - это проекты по рекон­струкции и модернизации Таш­кентской, Навоийской, Ново-Ангренской ГРЭС, Мубарекской и Ташкентской ТЭЦ.

Активная работа по привлече­нию иностранных инвестиций ведется в химической промыш­ленности. Здесь среди намеча­емых проектов - расширение и реконструкция Самаркандского химического завода, строитель­ство Кунградского содового за­вода, разработка Тюбегатанского месторождения калийных солей.

Так же, как и вышеперечис­ленными, проектами по разви­тию ирригации и мелиорации сельского хозяйства предусмот­рена поставка технологического оборудования за счет иностран­ных кредитов и инвестиций.

Несколько проектов АО "Алмалыкский ГМК" (по расширению и реконструкции рудника Кальма-кыр, медной обогатительной фабрики и завода по переработ­ке цветных металлов и др.) на­мечается осуществить за счет продажи акций иностранным инвесторам.

В то же время, на наш взгляд, увеличить приток иностранных ин­вестиций помогло бы, во-первых, более полное обеспечение инве­сторов необходимой норматив­но-правовой, статистической, маркетинговой и другой опера­тивной информацией, во-вторых, упрощение процедуры эксперти­зы инвестиционных проектов.

Создание единой доступной базы инвестиционных предложе­ний (в том числе в системе Ин­тернет) значительно облегчило бы поиск партнера и потенциаль­ным инвесторам, и местным предпринимателям.

Кроме того, важнейшим на­правлением работы является организация специальных обуча­ющих курсов "Как работать с иностранными инвесторами".

Без поддержки банковской системы республики невозможен системный подход к решению этих проблем[24].