Практические предложения

Процесс создания ПИИ не исчерпал своих возможностей: и количественно, и качествен­но их еще крайне недостаточ­но. Они сосредоточены в ос­новном в промышленности, но их очень мало в сельском хозяй­стве, перерабатывающих отрас­лях агропромышленного комп­лекса. В 1997 году в общем объеме производства ПИИ доля промышленности составила 78,3%, сельского хозяйства -0,2%, транспорта - 1,8%, связи - 5,3%, строительства - 2,1%, торговли и общественного пи­тания - 6,4%[25].

Как видно, отрас­левой потенциал ПИИ огромен. К тому же они весьма неравно­мерно размещаются по терри­тории республики (более 73% этих предприятий сосредоточе­но в г. Ташкенте), что, безуслов­но, резко снижает их эффектив­ность. ПИИ как основные про­водники прямых иностранных инвестиций пока не обеспечи­вают растущих потребностей республики.

Особое сожаление вызыва­ет тот факт, что не все зареги­стрированные предприятия ра­ботают в полную силу. Так, в 1998г. из 3594 зарегистриро­ванных ПИИ действовали все­го лишь 54%. Основными при­чинами такого положения являются недостатки в правовом, организационно-экономичес­ком обеспечении, низкий уро­вень функционирования рыноч­ной инфраструктуры.

Совершенно недостаточно используется и другой путь привлечения иностранных ин­вестиций, так называемых пор­тфельных, связанный с приоб­ретением иностранными инве­сторами бумаг, выпускаемых предприятиями и акционерны­ми обществами в нашей стра­не. Этот процесс в Узбекистане только начинается, и очень важно создать для него необ­ходимые условия и стимулы. В своем докладе на заседании Межведомственного координа­ционного совета по реформи­рованию и инвестициям Пре­зидент Республики Узбекистан отмечал: " .нас не может се­годня удовлетворить, что зна­чительная часть иностранных инвестиций привлекается под гарантию правительства, что поток прямых иностранных ин­вестиций еще не соответству­ет их реальной потребности, что иностранные инвесторы еще слабо участвуют в приоб­ретении акций предприятий, выкупе в свою собственность целых производств

"[26].

На рассматриваемом мною ООО «RANGLIMETELEKTRLOYIHA» главной проблемой является усложненный процесс заключения контрактов с иностранными партнёрами (в том числе и партнёрами из СНГ). Время между заключением контракта с инопартнером (регистрация контракта в Министерстве Внешнеэкономических Связей, банке, выставление аккредитива и прохождение таможенных процедур) занимает от 4 до 5 месяцев.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Зарубежный опыт наглядно свидетельствует, что в переход­ный период инвестиции стано­вятся важнейшим фактором не только реконструкции и обнов­ления, но и создания новых про­изводств и предприятий. Поэто­му привлечение и использова­ние зарубежного капитала в эко­номике Узбекистана представля­ется существенной закономер­ностью инвестиционного про­цесса на современном этапе. При этом привлечение иност­ранных инвестиций должно осу­ществляться на основе принци­пов социально-экономической эффективности, экологической и экономической безопасности, взаимовыгодности и поддержа­ния приоритетности государ­ственной структурной и воспро­изводственной политики.

Опираясь на эти принципы, следует определить критерии правильного выбора оптималь­ных форм инвестиционной де­ятельности. К этим критериям относятся: сфера деятельнос­ти и вид продукции (наукоем­кие, технически сложные и т.д.); масштабы проекта (мел­кий, средний, крупный); стра­тегическая цель привлечения (от импорта оборудования до использования производствен­но-управленческого опыта).

Изучение достоинств и не­достатков существующих форм привлечения иностранных инве­стиций показывает, что наибо­лее приемлемыми можно счи­тать прямые инвестиции, так как они характеризуются наличием долговременных интересов ин­вестора в хозяйстве принима­ющей страны и обусловливают большую выгоду по сравнению с внешними займами[27].

В целях привлечения ино­странных портфельных инвес­тиций в процесс приватиза­ции следовало бы разработать принципы их валютной конвер­тации, а также выделять спе­циальные группы приватизиру­емых предприятий для между­народных торгов, развивая первичный и вторичный рын­ки ценных бумаг, что обеспе­чит широкие возможности для приобретения иностранными инвесторами имущественных прав. Осуществление всего комплекса указанных мер бу­дет способствовать привлече­нию иностранных инвестиций в экономику Республики Узбе­кистан.

Подводя итог сказанному, можно сделать однозначный вывод: осуществление ры­ночных реформ в Узбекиста­не, включая углубление про­цессов приватизации, дости­жение макроэкономической стабилизации и обеспечение устойчивого экономического роста, коренные структурные преобразования в националь­ном народнохозяйственном комплексе неразрывно связа­ны с проведением активной инвестиционной политики, значение которой еще более усилится при вступлении на­шей независимой страны в XXI век.

Перейти на страницу: 1 2 3 4