Понятие благ, их классификация

Жизнь человеческого общества сложна, многообразна и противоречива. Почти везде в мире, чтобы выжить, человек должен работать, ибо окружающие его вещи в своем естественном состоянии, форме и местонахождении не могут удовлетворить его потребности. Лишь в некоторых районах планеты он смог бы обходиться без одежды или жилища и находить в достаточном количестве разнообразную, готовую к употреблению пишу. В большинстве же районов мира природа ставит перед человеком суровые задачи.

Человек преодолевает опасности и неудобства своего естественного обитания, изменяя форму, состояние и местонахождение объектов природы; занимаясь производством материальных благ. Производство можно определить как процесс воздействия человека на вещество природы. Конечная цель природы – удовлетворение многообразных человеческих потребностей. В свою очередь потребность представляет собой всякое состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого тот стремится выйти. Различают физиологические (голод, жажда), потребности самосохранения (безопасность, защищенность), социальные потребности (чувство духовной близости, любовь), потребности в уважении (признание и статус) и самоутверждении (самоорганизация и саморазвитие личности).

Для прямого или косвенного удовлетворения потребностей человеку необходимы жизненные блага. Некоторые из них, так называемые неэкономические, существуют в природе "свободно" в достаточном количестве. Примером тому может служить воздух, имеющийся в изобилии, но без которого немыслима жизнь.

Экономическими благами, или товарами, можно считать те, которые получают в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они удовлетворяют. Таким образом, встает проблема редкости или недостаточности благ. Однако понятие недостаточности относительно, т.е. благ не хватает по отношению к целям (потребностям), которые должны быть достигнуты (удовлетворены).

Рассмотрю основные виды классификации экономических благ (товаров):

1. В зависимости от доставляемой потребителям полезности все товары подразделяются на предметы первой необходимости (пища, жилье, одежда) и предметы роскоши. Под предметами первой жизненной необходимо­сти понимаются средства удовлетворения самых насущных человеческих потребностей "биологического" характера – пища, одежда, жилье. Они не могут быть заменены никакими иными благами.

Товары и услуги массового потребления, не будучи столь необходимыми, как одежда, пища и жилье, составляют ставший привычным для многих людей потребительский набор. К ним можно отнести, например, телевизоры, холо­дильники, магнитофоны, другую бытовую технику. В разви­тых странах к ним относятся автомобили, персональные компьютеры и т.п. Под предметами роскоши понимаются блага и услуги, доступные лишь наиболее состоятельным категориям потре­бителей. Обладание ими зачастую является средством демон­страции окружающим высокого уровня доходов и социаль­ного статуса (яхты, личные самолеты, драгоценности и т.д.). То, что еще недавно являлось предметом роскоши для одного человека, может оказаться предметом нерпой необходимости для другого.

2. По степени присущей им долговечности товары можно разделить на следующие три группы пользования:

1) длительного (холодильники, радиотелеаппаратура);

2) кратковременного (материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов использования, – мыло, соль);

3) услуги – объекты продажи в виде действий, выгод; или удовлетворений: стрижка в парикмахерской, ремонтные работы, услуги юриста и т.п. В широком смысле слова "сфера услуг" – это вся сфера труда, не связанного непосредственно с физическим трудом, с "приложением рук", направленным на производство вещей. Эта сфера включает все виды умственного труда, в том числе и все виды труда в государственном аппарате. В некоторых случаях отнесение тех или иных видов труда к сфере производства или к сфере услуг спорно, но, несомненно, то, что во всех индустриальных странах во второй половине XX в. наблюдается рост занятости в сфере услуг.

3. Блага могут быть также взаимозаменяемыми (субститу­ты, товары-заменители) и взаимодополняемыми (так на­зываемые комплементарные блага, товары сопряженного спроса). Первые из них могут замещать друг друга в удов­летворении одной и той же потребности. Например, нефть и уголь как топливо, кирпич и дерево как стройматериалы и т.п. Комплементарные блага – это такие блага, которые мо­гут удовлетворять ту или иную потребность в том случае, ес­ли используются совместно. Например, магнитофон и кассе­ты к нему, автомобиль и бензин и т.п. Отношения взаимоза­меняемости или взаимодополняемости обусловливают ряд интересных закономерностей, о которых речь пойдет ниже.

Перейти на страницу: 1 2 3