Изменение цен спроса и предложения взаимосвязаных товаров

Рисунок 10 – Совершенно эластичная (D’) и совершенно неэластичная (D) кривые спроса.

Кривая спроса D' — это важный случай, потому что он характеризует кривую спроса, с которой сталкивается небольшая конкурентная фирма на большом рынке. Если такая фирма пытается назначить более высокую цену, чем другие продавцы, то она потеряет всех своих клиентов. Но поскольку она относительно мала по сравнению с рынком в целом, то она может продавать столько, сколько хо­чет производить, по превалирующей на рынке цене.

Какие факторы определяют, будет ли эластичность спроса по цене на любой конкретный товар или услугу высокой или низкой? Наиболее важным фак­тором является наличие заменителей данного това­ра. Рассмотрим два примера.

1. Возьмем рынок всех продуктов питания: мяса, хлеба, рыбы, птицы — всего съестного. Предполо­жим, что цены всех продуктов питания возрастают на 1%. Изменится ли объем спроса в целом на боль­шую величину, например на 10%, или на малую величину, например на 0,5%? Ответ более близок к 0,5%. Причина состоит в том, что у потребителей нет подходящих заменителей для пищи вообще, и обойтись без нее они реально не могут. Они могут скорректировать свою диету, используя еду более эффективным образом и, худея, но большинство лю­дей сочтут очень болезненным слишком сильное со­кращение объема спроса на еду.

2. Предположим, что имеет место 1-процентный рост цены на определенный вид кукурузных хлопь­ев, а другие цены не меняются. В этом случае для большинства потребителей найдется достаточно много доброкачественных заменителей. Большин­ство потребителей могут использовать в пищу дру­гие сорта хлопьев, другие каши для завтрака или любую другую еду из всего многообразия альтерна­тивных продуктов для завтрака, включая яйца, мясо, кондитерские изделия, фрукты или просто хлеб с маслом. Конечно, некоторые потребители могут от­давать такие сильные предпочтения конкретному виду хлопьев, что они не увидят ни в одной из этих альтернатив адекватного заменителя данного про­дукта, и их индивидуальные шкалы спроса могут быть неэластичными. Но так как большинство по­требителей имеют в распоряжении относительно много заменителей данного продукта, то в целом эластичность спроса по цене на конкретный сорт кукурузных хлопьев может вполне равняться 3, 5 или больше.

Принцип, согласно которому эластичность спроса определяется наличием товаров-заменителей, озна­чает, что определенный потребительский товар, имеющий более узкое назначение (конкретный сорт кукурузных хлопьев в противоположность ку­курузным хлопьям в целом, кукурузные хлопья в противоположность продуктам для завтрака или нефть в противоположность энергоносителям вообще), обычно характеризуется более высокой эла­стичностью спроса по цене, чем более широко при­меняемый продукт.

Таблица 2 – Оценки эластичности спроса по цене

Товар или услуга

Эластичность спроса по цене

Пища

0,63

Одежда

0,51

Транспортные средства

0,60

Кров (жилье)

0,56

Медицинское обслуживание

0,80

Принадлежности туалета

2,42

Спортивные товары

2,40

Услуги такси

1,24

Цветы, семена, саженцы

2,70

В таблице 2 приведены некоторые оценки эла­стичностей по цене, полученные на основе двух эм­пирических исследований потребительского поведе­ния. Эти оценки подтверждают, что спрос на такие группы основных предметов потребления, как пища или жилье, является неэластичным. Напротив, эла­стичность спроса по цене может быть достаточно высокой для продуктов с более узким назначением, таких, как спортивные товары или принадлежности туалета. Интересно сравнение между эластичностью спроса на все виды транспорта, составляющей 0,6, и эластичностью спроса на очень конкретный вид, скажем, на поездки на такси, которая равна 1,24. Тот факт, что эластичность спроса на такси несколь­ко выше, отражает наличие заменяющих видов транспорта, включая автобусы, частные машины и машины, взятые напрокат. Напротив, единственная альтернатива потреблению транспортных услуг – это не ездить вообще.

Перейти на страницу: 1 2 3 4