Исследования рынка.

В=0.5

L+0.3

R+0.2

P

где

L-доля региона в доходах населения

R-доля региона в объёмах розничной торговли

P-доля региона в численности населения

Спрос на продукцию предприятия или фирменный спрос. Его рассчитывают:

Птpi=dki+Прт

где

Птpi - фирменный спрос на данный товар i-той фирмы

dki – интенсивность маркетинговых усилий i-той фирмы на рынке данного товара

Если предполагать, что перспективы экспансии рынка прямо зависят от объёма затрат на маркетинг, то значение dki можно рассчитать так:

Pki*Фi

dki=

n

åPki* Фi

i=1

где

Фi – маркетинговые усилия i-го предприятия

Pki – удельная продуктивность маркетинговых усилий i-го предприятия

i- число предприятий конкурентов на рынке

Эластичность спроса. Данный показатель характеризует изменения, происходящие в спросе на конкретный товар, под влиянием таких, например, факторов, как цена или интенсивность коммерческой пропаганды.

Эластичность спроса также зависит от интенсивности и коммерческой пропаганды предприятия, под которой понимают все сообщения, адресуемые фирмой действующим и потенциальным потребителям, в том числе через средства массовой информации. Указанная зависимость характеризует коэффициент кэ:

Кэ=(З1/U1)*((U2-U1)/(З2-З1))

где

Кэ – коэффициент эластичности в %

U1, U2 – объём продаж, соответственно в прошлом и анализируемом периодах, шт.

З1, З2 – затраты на коммерческую пропаганду, соответственно в прошлом и анализируемом периодах, крб

В практике маркетинга для получения перечисленной информации используется метод спроса и экспериментальный метод, содержание которых изложено в данной литературе.

Поскольку все без исключения предприятия разворачивают свою хозяйственною деятельность в условиях ограниченности ресурсов, надо различать ожидаемый спрос и прогнозируемый объём реализованных на рынке товаров. Последний называют ёмкостью рынка. Он рассчитывается:

О=П+Зи-Э+И+Зп-Эк+Ик

где

О – емкость национального рынка

П – производство товара в стране

Зи – остатки товарных запасов на складах предприятий – изготовителей

Э – экспорт данного товара

И – импорт данного товара

Зп – снижение (увеличение) запросов товаров у продавцов и потребителей товаров в стране

Эк – косвенный экспорт (вызов товара, использованного при производстве других изделий в качестве сырья)

Ик – косвенный импорт (поставляемых товаров в страну из-за рубежа)

В планировании и контроле маркетинга используется показатель Фактической доли рынка, принадлежащий данному предприятию:

n

Уki=Ukпi+å+ Ukпi

i=1

Ukпi – объём продаж на данном рынке товара, производимого i – м предприятием.

С его помощью можно дать оценку уровню знаний конкурентоспособности предприятия с тачки зрения освоения им рыночного потенциала.

Сопоставляя потенциал рынка с долей её ближайшим конкурентам, удаётся определить рыночные ниши ’’, осваивая которые предприятие может увеличивать диапазон своего влияния.

Стремясь оценить положение товара в жизненном цикле, служба маркетинга непрерывно следит за ходом продаж.

При этом анализу подлежат:

- фактический объём продаж, и его отклонение от планируемой реализации;

- динамика продаж в предшествующем периоде;

- прибыль от продаж

- влияние количества и структуры проданного товара на величины прибыли

Перейти на страницу: 1 2