Основные направления внешнеэкономической деятельности России в условиях глобализации и интеграции мировой экономики

Поскольку мировые цены на биржевые товары отличаются высокой волатильностью, то три вышеназванные особенности российской экономики предопределяют весьма высокую ее зависимость от конъюнктуры рынков вообще, рынков топлива и сырья в частности. Это ее четвертая особенность.

Экономическая политика России и экономический рост.

Возобновление в российской экономике депрессии одновременно запускает работу и механизма встроенной корректировки накопленных макроэкономических дисбалансов. Сокращение экспорта и увеличение импорта рано или поздно приведут к уменьшение положительного (возникновению отрицательного) сальдо торгового баланса, что вызовет замедление прироста

(сокращение) валютных резервов. Повысятся темпы девальвации национальной валюты, реальный валютный курс (уровень относительных цен) снизится. Спрос на импортные товары сократится, экспортные товары вновь станут более конкурентоспособными, заказы на производство возрастут, экономика завершит стадию депрессии и перейдет к оживлению.

Одним из важных факторов экономического роста в краткосрочной перспективе выступает уровень относительных цен (изменение в процентах к уровню цен в США). При превышении российскими ценами рубежа в 45% от уровня цен в США темпы прироста производства становились отрицательными. Такой уровень относительных цен можно назвать критическим.

Одной из важнейших задач экономической политики выступает поддержание в кратко- и среднесрочной перспективе уровня относительных цен, не превышающего критических значений и поэтому обеспечивающего необходимые условия для положительных и устойчивых темпов экономического роста.

Интеграционные процессы экономики России и их влияние на внешнеэкономические связи.

Считается ак­сиомой, что в XXI в. более тесная интеграция азиатской части России как на российском эко­номическом пространстве, так и в сфере внеш­неэкономических связей будет базироваться на «трех китах» будущего социально-экономичес­кого процветания этого региона — нефтегазо-добывающем, электроэнергетическом и транс­портном комплексах.

Форсированное развитие прежде всего дол­жен получить нефтегазодобывающий комплекс Западной и Восточной Сибири, обладающий мощным интеграционным потенциалом. Оце­нивая его экспортную составляющую, следует учитывать, что, по имеющимся оценкам, по­требность стран АТР в импорте российского газа в 2010 г. достигнет 45—80 млрд. куб. м. Если к этому добавить, что в Японии, Южной Корее и некоторых других странах

АТР суще­ствуют планы создания межнациональных и глобальных систем энергоснабжения, становит­ся очевидной геополитическая значимость для России ускоренного развития эффективной газодобывающей промышленности в Восточной Сибири и на северных территориях.

Исключительно важно взвешенное и ориен­тированное на дальнюю перспективу решение задач миграции в Сибирь и на Дальний Восток из стран СНГ, а также из других приграничных государств. Интеграционно ориентированная политика в этом вопросе, по-видимому, долж­на быть различной по отношению к мигрантам из русскоязычной диаспоры в государствах Со­дружества и к гражданам Китая и Кореи.

Численность беженцев и вынужденных пе­реселенцев в стране, согласно экспертным оцен­кам, составляет 6—9 млн. человек (по сведени­ям Федеральной миграционной службы, офи­циально зарегистрированных беженцев и вы­нужденных переселенцев в России насчитыва­ется миллион человек). По мнению специалис­тов Центра межэтнических отношений и прав человека, в течение ближайшего десятилетия ожидается приезд в Россию еще около 10 млн. мигрантов.

Специального регулирования требует миг­рация из Китая и Кореи, во многом стихийная. Существуют прогнозы резкой деформации на этой основе этнонациональной структуры си­бирских и дальневосточных краев и областей, особенно в условиях сокращения там русско­язычного населения. Прекращение такой миг­рации маловероятно, и правильным было бы введение ее в социально и экономически выгод­ное русло, тем более, что свои выгоды здесь имеются (их используют и в Северной Амери­ке, и в Западной Европе). Стоило бы разрабо­тать специальную программу легального при­ема мигрантов с учетом интересов конкретных регионов. Для реализации такой программы не­обходимы специальное правовое обеспечение внутрироссийского назначения, а также подпи­сание соответствующих межправительствен­ных соглашений. В связи с этим большой

инте­рес представляет позитивный опыт админист­ративного и международно-договорного регу­лирования в Хабаровском крае миграционной проблемы в отношении китайских граждан.

Между тем к 2000 году более или менее оформилась новая геополитическая стратегия России, в которой существенную роль стали играть интересы стран Северо-Восточной Азии. Реализация этой стратегии предусматривает создание на восточных рубежах России открытой экономики, эффективно взаимодействующей с экономиками стран АТР и СВА. Для этого необходимо обеспечить возможности продвижения по ряду направлений собственно экономического и институционального развития на Дальнем Востоке и в Забайкалье.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5