Сущность и экономические основы функционирования совместного предприятия.

- совместные предприятия представляют собой специфический вид собственности, возникающий в ходе развития международного экономического сотрудничества.

Развитие международных экономических отношений посредством организации международной кооперации производства, в том числе и через совместные предприятия в последнее десятилетие приобретает все большее распространение. Одним из обстоятельств, побуждающих к этому, является невозможность решить все проблемы участия страны в международных экономических отношениях путем развития МРТ (международное разделение труда).

По сравнению с международным разделением труда СП представляет собой сложную форму международного экономического сотрудничества, которая предполагает более тесные связи хозяйствующих партнеров разных стран. Участники СП совместно распределяют доходы, сообща несут убытки и риски, объединенно управляют всеми производственными и реализационными циклами, быстро реагируют на изменяющуюся политическую ситуацию в станах базирования. Однако при всем при этом каждый из партнеров реализует свои собственные интересы. Если совместное предприятие создано на коммерческих началах с западным или восточным партнером, то белорусской стороне в любом из этих вариантов противостоит иностранный капитал, обладающий возможностью своего приложения к делу во многих уголках земного шара. Где бы капитал ни был, главной целью его является присвоение прибыли. Не подлежит сомнению, что эту же цель он преследует и при создании совместных предприятий. Но не только - следует отметить, что иностранный капитал участвует в создании СП на территории РБ не только под воздействием сиюминутного стремления получить побольше прибыли.

Создаваемые в РБ совместные предприятия могут сыграть позитивную роль в привлечении в страну новой техники и технологии, современных методов международного маркетинга и передового управленческого опыта.

Приток иностранных инвестиций в СП может стать одним из возможных для нашей страны способов сосредоточения материальных и финансовых средств в направлениях, обеспечивающих ускорение научно-технического прогресса. Также совместное создание производственных единиц с передовой технологией и техникой повышает их конкурентоспособность.

СП способны сыграть важную роль в преодолении различного рода барьеров, затрудняющих развитие внешнеэкономических связей между странами.

Наконец, несмотря на то, что создание СП представляет собой развитие международной кооперации производства, но один из партнеров может использовать свое участие в нем для производства деталей и других частичных изделий с целью поставок их на материнское предприятие. И тогда совместное предприятие превращается в одного из участников международного производственного кооперирования, т.е. в субъекта углубления международного разделения труда в его внутриотраслевой форме.

Во многих случаях необходимость создания совместных предприятий порождается особыми экономическими условиями, сложившимися на момент решения вопроса об организации СП. Одним из таких условий может быть недостаток имеющихся средств для возникновения предприятия оптимальных размеров или экономия средств. Привлечение иностранного партнера снижает финансовое бремя российского предпринимателя на создание нового или расширение уже действующего предприятия.

Проблема взаимодействия совместных предприятий с разного рода отечественными объединениями и фирмами, по крайней мере, имеет два важных момента, для решения которых необходимо обеспечить экономические и юридические условия. Первый из них предопределен исторической ситуацией, переживаемой нашей страной. В связи с переходом национальной экономики к рыночной системе, когда далеко не все предприятия совершили этот шаг, необходимо обеспечить специфические условия для функционирования СП на собственно рыночных принципах.

Второй момент тесно связан с политикой капитальных вложений. Поскольку СП по идее должны представлять заметный элемент инвестиционного процесса в экономике РБ, то совершенно очевидно, что необходимо обеспечить государственное регулирование этого явления на приемлемых для всех участников условиях. С одной стороны, государственное регулирование должно обеспечить хозяйственную независимость создаваемых на территории РБ СП. С другой стороны, не нарушая принципа хозяйственной самостоятельности, государство не может оставаться сторонним зрителем этого процесса и должно ориентировать деятельность СП на решение важных экономических и социальных задач текущего или перспективного значения, то есть предприятия как самостоятельные хозяйствующие субъекты должны быть так или иначе встроены в структуру национальной экономики РБ.

СП на территории РБ образуются с участием одной или нескольких иностранных фирм и компаний и такого же числа отечественных предприятий, объединений и других организаций, являющихся юридическими лицами. На территории РБ могут быть созданы СП различных форм.

Перейти на страницу: 1 2 3 4