Теневая экономика. Мафиозные структуры, как сферы теневой экономики

Сегодняшние варианты Налогового кодекса ‑ это полшага вперед и одновременно шаг назад. Кто сегодня является составителем налоговых правил? Минфин, Министерство налогов и доходов. А это означает, что величина налоговой ставки напрямую увязана с доходами в бюджет. Но фискальный орган не должен разрабатывать налоговую политику, потому что его задача ‑ любыми способами собрать налоги. Составлять свод фискальных правил, по идее, должно Министерство экономики, которое отслеживает структурные, макроэкономические тенденции, рост объемов промышленного производства и т.д.

Также предстоит разработать и реализовать действенные меры защиты населения со стороны государства от финансового мошенничества, обеспечить гарантии защищенности сбережений и капиталов (как, разумеется, и самого института частной собственности).

Государству наряду с применением деклараций о доходах и расходах в сфере личного потребления целесообразно задействовать "доходные индульгенции" ‑ юридические документы, констатирующие легализации (при условии уплаты соцналогов) денежных средств, направляемых на инвестиционные цели в сферу производства.

Надо также пересмотреть политику в отношении проживающих за рубежом "новых русских", разработать и реализовать программу репатриации российских капиталов с превращением их в реальный инвестиционный ресурс России. Нужна специальная программа репатриации капиталов, разработанная с учетом мирового опыта и возможностей нашей страны. Важно иметь в виду, что российский рынок для отечественного предпринимателя , вывезшего капиталы за рубеж, имеет существенные преимущества: относительно более высокую норму прибыли на вложенный капитал, знакомые условия и конъюнктуру, наличие связей с представителями органов власти и управления. "Беженцев" сдерживает лишь опасность преследования со стороны как правоохранительных органов, так и криминальных структур.

Аналогичные ситуации наблюдались в Польше, Венгрии, Чехии, Китае, Турции, Австрии, и практика этих стран показала, что одними декларациями об амнистии не обойтись ‑ нужны более серьезные меры. В качестве одного из шагов В. О Исправников предлагает создание на территории России специальной инвестиционной зоны с наличием депозитариев и реестров ценных бумаг с соответствующими дополнительными гарантиями сохранности и конфиденциальности операций с титулами собственности.

И, наконец, не удастся обойтись без налаживания общественного контроля за деятельностью хозяйственных субъектов в границах правового поля. Понятно, что предпосылкой для этого должна стать прозрачность данных о правонарушениях в сфере экономики.

Проводя действия по улучшению общих условий хозяйствования и параллельно внедряя меры по частичной легализации теневой экономики и ее интеграции с легальной , федеральные власти смогут смягчить недовольство населения и сопротивление парламентских лоббистов, не желающих амнистии теневых капиталов. К тому же предлагаемые меры не будут касаться сугубо криминальных элементов.

Как свидетельствует мировая практика, любой подход к анализируемому явлению не может быть абсолютно бескомпромиссным, исключающим социальные протесты, противодействие со стороны общественных групп. Властям все равно придется выбирать в этом смысле между "плохим" и "наименее плохим". Последним в плане меры социальных рисков и угроз представляется именно вариант легализации части теневой экономики, представленной хозяйственниками-предпринимателями, и ее интеграции в нормальную экономическую жизнь.

Существует мнение, что подобный опыт желателен, но нереалистичен, т.л. теневики-хозяйственники легализоваться не захотят. Но в этой дискуссии, полагает В.О. Исправников, важно принимать во внимание следующие очевидные обстоятельства.

Предприниматели рассматриваемой категории постоянно находятся под "дамокловым мечом", причем угрозы идут и от государства, и от криминальных элементов. Уходя от налогов, теневик-хозяйственник не избегает поборов: взяток чиновникам-коррупционерам и платы криминалитету. Экономические последствия этого для предпринимателей те же самые, что и результаты жестокого налогового прессинга, однако соответствующие средства выплачиваются государственным и частным рэкетирам, а значит, налицо состав преступления. Такое положение комфортным не назовешь, и с накоплением минимально достаточного капитала у его субъекта резко нарастает стремление "спать спокойно".

Перейти на страницу: 7 8 9 10 11 12 13