Теневая экономика. Мафиозные структуры, как сферы теневой экономики

расширение "размытости" принципов социального поведения, когда не работает механизм поощрения за следование социальной норме и наказания за ее нарушение.

По оценкам специалистов, в России завершилось уже два этапа, на которых различались соотношения указанных факторов: 1991-1994 гг., когда имело место стабилизирующее воздействие теневой экономики на российское общество; 1995-1998 гг., когда преобладали дестабилизирующие факторы.

В настоящее время идет третий этап процесса развития теневой экономики. Это институализация связи теневой экономики с официальными структурами. В частности, речь идет о выработке определенных правил взаимодействия теневой экономики и официальной политики, что приводит к криминализации властных структур.

В основе этого явления, по мнению многих исследователей, находится "незавершенная либерализация". Иначе говоря, из всего набора "экономических свобод" (свобода конкуренции, свобода ценообразования и др.) одни были введены, другие ‑ нет, одно делать было можно, а другое (также необходимое для нормальной работы рыночного механизма, например, покупать и продавать землю) ‑ нельзя. Есть еще одна причина. В тех сферах, где свободу формально разрешили, отсутствовали ее гарантии, защита со стороны государства. Наоборот, преобразования были проведены так, что сформировали у населения и деловых людей России "комплекс гиперприватности" ‑ боязнь привлечь к себе, своей деятельности и своей организации внимание государства и должностных лиц даже тогда, когда никаких нарушений правил и законов не было. С начала преобразований возник раскол между государством и обществом, люди перестали доверять власти. Население и деловые люди России стремились вступать с чиновниками прежде всего в неформальные отношения, как с частными лицами, а с государством ‑ иметь дело не как с формальной организацией, призванной выполнять властные функции, а как с множеством частных лиц, каждое из которых обладает определенной властью и может оказать частные услуги. Эта атмосфера, в свою очередь, благоприятствовала развитию теневой экономики и явилась следствием определенных особенностей реализованной в России реформы. Выделим важнейшие.

1. Возникновение делового тандема чиновника и предпринимателя. Преобразования были проведены так, что предприниматели попали в зависимость от чиновников. Произошла приватизация функций государства отдельными группами чиновников. Они, обладая деловым опытом и инициативностью, сумели с наибольшей выгодой воспользоваться открывшейся экономической свободой: фактически приватизировав свои рабочие, получили возможность выполнять должностные обязанности (или не выполнять их) в соответствии с частными экономическими интересами. В результате, когда предприниматель обращается к государству за защитой своих интересов, он ее не получает. Тогда деловой человек нанимает в частном порядке сотрудников какой-нибудь государственной спецслужбы или правоохранительных органов и напрямую платит им деньги. Уплата налогов рассматривается как двойное налогообложение, поскольку все покупают государственные услуги в частном порядке. В обществе формируется социально-психологическая атмосфера (сохранившаяся и сегодня), когда уклонение от уплаты налогов ‑ норма, следование которой не осуждается.

Важная особенность российских рыночных преобразований в том, что чиновники используют свои рабочие места (точнее власть и информацию с ними связанные) как один из ресурсов для частного предпринимательства. Ясно, что осуществляемое ими предпринимательство носит теневой характер, так же, как и предпринимательство частных фирм, являющихся их партнерами по бизнесу.

2. Чрезмерно большая роль государства в экономике. Она находят свое выражение в двух формах. Во-первых, в сохранении значительного государственного сектора без прежних правовых и экономических ограничений. Весьма велика доля госсектора в промышленности (большая часть военно-промышленного комплекса). Де-факто осталась государственной часть энергетики, топливно-экономического комплекса. В свою очередь, на основе распределения бюджетных дотаций вырастает особый сектор теневой экономики, когда высокопоставленные чиновники через систему "дружественных" им фирм разворовывают или прокручивают государственные деньги. Далее эти деньги "отмываются", вкладываются в экономику или переводятся за рубеж и т.д.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9