Теневая экономика. Мафиозные структуры, как сферы теневой экономики

Во вторых, в практически бесконтрольном вмешательстве государства в экономическую деятельность. К ней относятся создание государственных, полугосударственных или негосударственных "уполномоченных" компаний, через которые частные фирмы обязаны выполнять какие-либо насущные функции (например, создание муниципального банка, через который все организации региона должны осуществлять расчеты с бюджетом, энергетиками, железной дорогой и др.). Функционирование компаний подобного типа ‑ источник теневой активности, так как предприниматели, стремясь получить разрешение на свою деятельность или желая обойтись без "уполномоченных" вынуждены им платить.

Другой источник теневых отношений ‑ лицензирование разных видов хозяйственной деятельности. Оно ставит частные фирмы в зависимость от органов власти и отдельных чиновников. Достаточно распространенная практика ‑ выдача лицензии на какую-либо деятельность частным фирмам (например, аптекам) так, что получившие их становятся монополистами в одном из районов города. Для "обхода" этого положения конкуренты вынуждены платить.

Применяется так же и силовое подавление конкуренции органами власти в пользу "дружественных" им компаний. Часто это делается в самых прибыльных отраслях (в торговле бензином, металлом, нефтью, в строительстве), когда деятельность конкурентов подавляется с помощью милиции, налоговой полиции, проверок состояния экологической и противопожарной безопасности, запрещения землеотвода или сдачи земли в аренду и т.п.

3. Сохранение прежних (характерных для советской системы) форм монополизма) и появление новых. Первые связаны с деятельностью государства. Так как оно сохранило прямой контроль за работой ряда секторов экономики, это создает монополизм, порождающий теневую активность. Например, сохранение гос. контроля за золотодобычей и ограничение доступа туда частного капитала служат источником существования черного рынка торговли золотом, оборот которого составляет многие сотни килограммов в год.

Еще один источник монополизма ‑ деятельность бывших министерств, ведомств и их подразделений. Хотя формально РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России" и т. п. ‑ негосударственные структуры (по крайней мере они не являются "унитарными казенными" предприятиями, к деятельности которых не допускается частный капитал), они сохранили прежние связи и влияние в госаппарате, доступ к конфиденциальной гос. информации. Однако сейчас они не связаны прежними ограничениями, касающимися гос. ведомств. Это ‑ "квазичастные" фирмы, представляющие собой гибрид частной компании и гос. ведомства. Такие компании регулируют целые секторы современной экономики России. Особенно много их в самых прибыльных сферах ‑ в добыче и продаже топливно-энергетических ресурсов и во внешнеэкономической деятельности. Некоторые из них обладают финансовой мощью, сопоставимой по размерам с бюджетом небольшого европейского государства. Они почти автономны и включают набор организаций, позволяющих им реализовывать все функции, которые традиционно выполняют государство и общество, ‑ от газет и телекомпаний до частных армий и сельскохозяйственных предприятий. В силу этих особенностей они почти закрыты от общественного и гос. контроля, что дает широкие возможности для развития теневой деятельности.

В то же время между "квазичастными" монополиями и правящими группировками существует определенный "социальный договор". Последние в периоды относительной политической стабильности закрывают глаза на теневую деятельность монополий, фактически снижая налоговое бремя и разрешая осуществлять сомнительные операции на финансовых рынках. В периоды обострения политической ситуации (во время президентских или парламентских выборов, угрожающего роста неплатежей и т.д.) правящие группы берут с них плату за сохранение социально-политической стабильности и консервацию сложившегося режима власти. Подобный симбиоз нынешних правящих группировок и крупнейших "квазичастных" монополий предполагает значительный объем теневой активности.

Новая форма монополизма ‑ монополизм "снизу" как надстройка над частной рыночной активностью. Это ‑ система "крыш", которые делят между собой тот или иной рынок. "Крыша" ‑ неформальная группировка, осуществляющая контроль над определенным сегментом рынка. Она выстраивает перед желающими проникнуть на данный сегмент множество барьеров, включая силовые, связанные с применением насилия. Экономический смысл деятельности "крыши" ‑ поддержание достаточно высокого уровня цен и прибыли на рынке за счет ограничения числа допущенных в него субъектов (производителей, посредников, торговцев и др.). "Крыша" забирает часть прибыли у других участников рынка, фактически взимая с них неформальный налог. Подобное монопольное регулирование рынка имеет много аналогов в других странах, но в отличие от них в России ему не противостоит антимонопольная деятельность государства.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10