Актуальность внешнеэкономических контрактов Забайкальской железной дороги

Главным субъектом внешнеэкономической деятельности в нашей стране сегодня становится предприятие. И дальнейшее развитие этой деятельности, ее основное направление - вовлечение предприятий и организаций из всех регионов России во внешнеэкономические связи. Однако предприятиям необходимы помощь и поддержка, стимулирование со стороны государства прогрессивных

изменений в товарной структуре экспорта и импорта, помощь в поиске новых и перспективных рынков за рубежом, снятие дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта на мировых рынках.

Основная деятельность Забайкальской железной дороги охватывает международные, внутренние и местные перевозки, включая транзитные, импортно-экспортные операции не являются профильной деятельностью, однако они позволяют решать некоторые экономические и социальные задачи, стоящие перед предприятием, с опорой на собственные силы, то есть без привлечения средств Министерства путей сообщения РФ.

После распада СССР многие производители продукции, традиционно потребляемой транспортом, оказались за пределами России, что привело к необходимости если и не самостоятельно заниматься импортом, то, как минимум, сталкиваться с необходимостью производить таможенное оформление необходимого товара. Что касается экспорта товарной продукции - это, как правило, сырьевая, либо не технологическая продукция, имеющаяся в регионе соответствующего железнодорожного предприятия и полученная в результате взаимозачетов (например, химическое удобрение) либо экспорт неликвидов, образующихся в процессе эксплуатации подвижного состава и ремонта железнодорожного пути (списанные рельсы, вагоны, локомотивы, колесные пары).

Забайкальская железная дорога - одно из первых предприятий железнодорожного транспорта РФ, которое стало заниматься внешнеэкономической деятельностью. Необходимость этого объясняется следующими факторами:

- удобным географическим положением, обусловленным наличием прямого железнодорожного сообщения с Китаем и Монголией (пограничные переходы Забайкальск - Маньчжурия, Соловьевск - Эрэнцав);

- наличием возможности контроля сроков доставки по железной дороге собственного экспортного груза для контрагентов КНР;

- высокими транспортными тарифами, делающими доставку продукции из центра России нерентабельной;

- близостью Китая с его дешевой рабочей силой и товарами;

- возможностью расчета с контраагентами КНР не «живыми деньгами» а товарами.

Вышеуказанные факторы делают внешнеэкономическую деятельность экономически привлекательной для решения задач по строительству, ремонту пути, приобретения материалов и запасных частей для нужд предприятий дороги.