Планирование и регулирование деятельности предприятий.
При планировании хозяйственной деятельности, задачи ставятся таким образом, чтобы с одной стороны оценить объем и структуру которой будет располагать предприятие в плановом периоде. Оценить объемы реализации продукции и полученную выручку, возможную прибыль и ее распределение, т.е. оценить свои ресурсы и доходы предприятия, которые могут быть.
При оценке реальных расходов предприятия на все виды деятельности (на покупку сырья и материалов, других покупных изделий, услуг собственных и привлеченных со стороны, оплату труда, затраты энергетических ресурсов, т.е. при планировании хозяйственной деятельности) очень важно тщательно проанализировать и просчитать возможные финансовые потоки по доходам и расходам. Каждая хозяйственная структура должна обеспечить свою деятельность на принципах безубыточности, поэтому в конечном итоге сумма прибыли и ее относительная величина, является важными показателями конечной деятельности.
Важным разделом текущего плана, является планирование сырьевых и других материально – технических ресурсов предприятия.
Объем и структура потребительских ресурсов зависит от отраслевых особенностей предприятия. Большое значение придается такому разделу плана, как раздел по труду. Он должен предусматривать:
- численность работников по категориям производства;
- оплаты их труда;
- среднюю заработную плату;
- использование рабочего времени;
- условия труда;
- доплату за труд во вредных условиях.
Этот раздел плана тесно связан с решением социальных проблем в коллективе, удовлетворенность персоналом. Он тесно связан со стимулом.
При составлении выше отмеченных и других разделов плана, очень важно иметь на предприятии развитую собственную нормативную базу по всем разделам плана.
Последнее время большое внимание уделяется бизнес планированию, которое связано с разработкой бизнес планов и бизнес программ. Эти документы могут быть как внутреннего пользования, так и внешнего. Поэтому их объем, структура зависят от назначений бизнес плана. Как правило, с развитием рыночных отношений бизнес планы и бизнес программы разрабатываются для внешних инвесторов.
Типовая структура современного бизнес плана, утвержденная фондом государственного имущества и зарегистрированного Министерством Юстиций, содержит следующие разделы:
1. Юридический статус предприятия.
2. Краткая историческая справка о деятельности предприятия.
3. Характеристика продукции и производственных услуг предлагаемых на рынок сбыта.
4. Характеристика конкурентной среды.
5. План маркетинговой деятельности.
6. План производственной деятельности предприятия.
7. План охраны окружающей среды.
8. Финансовый план и программа инвестиций.
9. План возможных рисков и страхование.
10. Выводы.
В выводах в краткой форме подводятся итоги по всем выше приведенным разделам и обосновывается стратегия данного развития предприятия.
Наряду с бизнес планированием на предприятиях получило распространение программно-целевое планирование. Программно-целевое планирование распространяется на все уровни народного хозяйства.