Анализ технико-экономических показателей МУП “Дорогобужский хлебозавод”
Результаты от реализации продукции, затраты на рубль реализованной продукции, рентабельность продукции в целом можно определить расчетным путем из показателей полной себестоимости товарной продукции, балансовой прибыли.
Основная цель анализа технико-экономического показателей - это комплексная оценка всех направлений деятельности предприятия.
Информация для технико-экономического анализа должна быть заранее подготовлена, проверена и должна соответствовать следующим требованиям:
1. все технико-экономические показатели были объединены в систему, должны соответствовать одному анализируемому периоду;
2. все стоимостные показатели должны иметь одинаковую размерность;
3. показатели “Товарной продукции”, “Реализованной продукции”, “Полной себестоимости товарной продукции”, “Прибыли по балансу” должны быть исчислены в текущих ценах;
4. если показатель “Выпуска продукции в натуральном выражении” представлен в натуральных единицах измерения, то и показатель “Производственной мощности” должен иметь ту же размерность и тот же временной период;
5. продукция, выработанная предприятием за анализируемый период, исчисленная в тоннах и др. единицах, и представленная в показателе выпуска продукции в натуральном выражении, должна быть в том же объеме и ассортименте, но исчисленная в рублях в показателе “Товарной продукции”;
6. если в системе технико-экономических показателей численность представлена за год, то и показатель “Направлено на оплату труда” должен быть годовым;
7. показатель “Среднегодовая стоимость основных производственных фондов” должен учитывать периодически проводимые переоценки.
Анализ производства и реализации продукции
Этот анализ проводится для того, чтобы определить, как организована производственная и коммерческая деятельность на предприятии. Для этого рассчитываются такие показатели как:
- средняя цена единицы продукции, представленная в натуральном выражении,
- реализованная продукция (объем ее продаж) в процентах к товарной продукции.
Таблица 2
Показатели, характеризующие производство и реализацию (продажу) продукции на МУП “Дорогобужский хлебозавод” за 1999 – 2000 гг.
Показатели |
1999 год |
2000 год |
Фактические данные к 1999году в процентах (раз) |
1.Выпуск продукции в натуральном выражении, тонн |
452,00 |
1390,00 |
3,08 раза |
2. Товарная продукция, тысяч рублей |
1832,00 |
6928,20 |
3,78 раза |
3. Реализованная продукция (объем продаж), тысяч рублей |
1832,00 |
6928,20 |
3,78 раза |
4. Средняя цена тонны выпущенной продукции, рублей |
4053,10 |
4984,20 |
122,97 |
5. Реализованная продукция (объем продаж) к товарной продукции в процентах |
100,00 |
100,00 |
- |
Из данных таблицы следует, что выпуск продукции в натуральном выражении в 2000 году составил 1390 тонн, что в 2,08 раз больше, чем в 1999 году. Это связано прежде всего с активной деятельностью предприятия по расширению рынков сбыта. Товарная продукция за анализируемый период увеличилась в 3,78 раза за счёт увеличения выпуска продукции в натуральном выражении и за счёт роста цен на производимую продукцию. Так за счёт роста цен стоимость товарной продукции увеличилась на: