Эффективность хозяйственной деятельности предприятия и пути их повышения

1. Современная конкуренция имеет для экономиста вполне определенное значение. Как мы увидели, она означает для него место горазда более сильное чем для человека с улицы или же бизнесмена, когда он говорит о жестком соперничестве и острой конкуренции между различными фирмами и отраслями.

Современная конкуренция представляет собой особый и весьма важный случай, но все же лишь один случай, и экономисты уделяют ей так много внимания, поскольку она проливает яркий свет на эффективность исполнения ресурсов. Конечно, она не может дать правильного представления о множестве фактов, характеризующих современную индустрию. Реальный мир, каким мы знаем его по Америке, Европе, и Азии выступает как своеобразное сочетание элементов конкуренции с несовершенствами вносимыми монополиями. Реальные мир, следовательно, должен рассматриваться преимущественно как царство “несовершенной конкуренции”; его нельзя целиком назвать ни совершенно конкурентным, ни совершенно “монополистическим”.

2. а) Как же определяет экономист “совершенную конкуренцию”? его требования к ней весьма точны. Он говорит, что конкуренция действительно совершенна лишь в том случае, если многочисленные производители продают абсолютно идентичную продукцию – такую, как две горошины в стручке или два зерна озимой пшеницы Хо?Х. Поскольку продукция конкурентной фирмы абсолютно аналогична продукции любой другой фирмы, нельзя установить цену на ее выше той, какая сложилась на рынке. А в случае, когда один и тот же товар производится многими фирмами и одна из них удвоит или учетверит производство, то это еще будет слишком мала, что бы оказать заметное влияние на рыночную цену.

Следовательно, согласно опред-н совершенным конкурентом является тот, кто может продать все, что он хочет по существующей рыночной цене, но не в состоянии заметно влиять на ее в сторону повышения или понижения. В свою очередь “полностью конкурентной отраслью” является такай отрасль, которая состоит исключительно из многочисленных совершенных конкурентов. Такая отрасль может иметь определенного рода организационный механизм котировки, или биржу, где устанавливаются цены (и где могут так же устанавливаться рыночные цены для “будущих поставок товара в обусловленное время”).

b) Предположи теперь, что у какой либо фирмы кривая резко снижается, как это показано на рисунке 1.

Количество для

данной фирмы

Цена, руб.

за единицу

продукции

Рисунок 1. Спрос фирмы при несовершенной конкуренции.

Это означает, что, когда фирма выбрасывает на рынок большое количество товара его цена падает, что отражено кривой dd. Такую фирму экономисты называют “несовершенным конкурентом”.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6