Эффективность хозяйственной деятельности предприятия и пути их повышения

Из этого отнюдь не следует, что у ее владельца плохой характер, что он бьет свою жену или не платит по счетам. Из этого не следует так же, что эта фирма не пытается победить своих соперников расширяя продажи или делая рекламу более эффективной. Острое торговое соперничество и “совершенная конкуренция” – это вовсе не одно и тоже. Фермер Джонс, например, вполне совершенный конкурент, но он совсем не рекламирует свой товар. Рекламе ему не нужна. Он может продать свою ХХоХХ??? и не окажет этом какого-либо на ее рыночную цену. Но “American Tobacco company”, производящая сигареты “Lucky Strike”, являясь не совершенным конкурентом, затрачивает массу энергии, пытаясь побить фирму, выпускающею сигареты “Chesterfield”, промышленность нюхательного табака, а быть может и кондитерскую промышленность.

Поэтому окончательно подтвердить характер фирмы и дать ответ на вопрос, является ли она совершенным конкурентом, может лишь горизонтальность линии опроса. Для этого не имеет никакого значения, является ли фирма прибыльной или убыточной, располагает ли она патентами, особыми секретами производства, торговой маркой или другими преимуществами, дающими ей контроль над рыночной ценой.

Фирма является “несовершенной” до тех пор, пока ее кривая спроса понижается и напоминает кривые спроса целых отраслей, а не горизонтальную линию спроса каждого мелкого совершенного конкуренты в отрасли с совершенной конкуренцией. (Это не означает, что фирма обладает абсолютным монопольным контролем над ценой, которую она в состоянии сама установить.)

Монополия. На сколько несовершенной может быть несовершенная конкуренция? Крайним случаем вливается наличие единого продавца, обладающего практическим могуществом полного монополиста (слово “монополист” происходит от греческих слов “моно” – единственный и “полис” – продавец).

В своей отрасли он является единственным производителем и не существует другой отрасли, выпускающей сколько-нибудь близкий заменитель его продукции. (На рисунке 1 изменение цены на продукцию любой другой фирмы не вызовет заметного смещения кривое монополиста – dd).

Полные монополии, подобные тем, которые функционируют в коммунальном хозяйстве или в сфере телефонной связи, обычно находятся под государственным контролем, но даже и они должны учитывать потенциальную конкуренцию других товаров и услуг (например, нефть и газ или телеграф и телефон). Это свидетельствует об относительно небольшом значении полных монополий.

Олигополия.

Это грозно звучащее слово означает “немного продавцов” (происходит от греческого слова “олигос”, что означает “мало”, “немного”). Олигополисты бывают двух типов.

Во-первых, олигополистом может быть один из немногих производителей, производящих идентичную продукцию. Так, если сталь, производимая фирмой А, ничем не отличается от стали производимой фирмой Б, тогда даже небольшая разница в цене отвлечет потребителей от фирмы А к фирме Б. Ни А ни Б нельзя назвать монополистом. И все же, если продавцов не много каждый может оказывать существенное воздействие на рыночную цену.

Характерным примером второго типа олигополии является случай. Когда небольшое число фирм продает дифференцированную (а не идентичную продукцию). Примером может служить “Большая тройка” в автомобильной промышленности: хотя в отрасли господствуют три фирмы, но и производимые ими “форды”, “шерволе” и “плимуты” несколько отличаются друг от друга.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7