Выбор места расположения предприятия как проблема принятия решений

В качестве места расположения предприятия обозначают то место, на котором находятся его помещения (административные здания, производствен­ные цехи, склады, магазины, филиалы и др.). Если эти помещения распределе­ны по разным местам, то предприятие имеет несколько мест расположения, но тогда чаще говорят о «фирме», представленной многими предприятиями. В связи с этим предприятие можно определить:

• как отдельное хозяйство в рыночной экономике, иначе, например, на социалистическом предприятии, которое следует принципу получения прибы­ли (см. главу 1);

• как «упорядоченное целое», которое может быть распределено по различным местам расположения (производственным площадкам). При этом в правовом отношении предприятие рассматривается как единое целое.

В некоторых отраслях выбор места расположения предприятия не явля­ется свободным, а связан с определенными материальными предпосылками (например, угольные шахты, ГЭС). Все предприятия, которые не подпада­ют под такого рода ограничения, свободны в выборе своего размещения, т. е. они могут найти себе место, которое им кажется наиболее благо­приятным. Поэтому принятие решения по поводу данной проблемы не совсем простое, так как каждое рассматриваемое место имеет свои пре­имущества и недостатки.

Предприятие, которое ищет новое место, должно поэтому поступать следующим образом:

а) определяется, каким минимальным требованиям расположения в каж­дом случае должно соответствовать (например, относительно климатических условий, транспортных путей, рабочей силы);

б) исследуются места, которые удовлетворяют этим минимальным тре­бованиям («возможные места размещения»);

в) определяются для каждого из возможных мест размещения вероятные затраты и результаты производства;

г) выбирается то место, которое предположительно обнаруживает наибольшую прибыль, зависящую от фактора расположения предприятия (вероятные результаты, вероятные затраты, зависящие от места расположе­ния).

Предприятие должно выбрать то место расположения, где зависящие от него результаты в наибольшей степени пре­вышают соответствующие затраты.

Основная проблема при этих соображениях состоит в том, что ни зависящие от места расположения затраты, ни соответствующие результаты точно оценить нельзя; в будущем возможны большие отклонения от ожида­емых оценок, поэтому выбранное место может оказаться неоптимальным. Но из этого следует, что выбор места расположения — это проблема принятия решения в условиях неопределенности, которую следует решать путем сопо­ставления альтернативных расчетов с оптимистическими и пессимистическими стоимостными оценками.

Пример.

Продавец продуктов питания имеет выбор, занять в качестве места своего расположения или участок А (в городе), или участок Б (в сельской местности).

Проблема: какое место размещения оптимально?

Решение.

Участки А и Б одинаково хороши, поэтому продавец продуктов питания должен искать дополнительные критерии оценки или бросить жребий.

Проблему неопределенности будущего развития можно решать и посред­ством компьютерной имитации «принципа Монте-Карло». Каждый компо­нент затрат и результатов получает прежде всего считающийся вероятным стоимостный диапазон оценок, например, зарплата при расположении на участке А — от 850 до 1300 ус. ед.; при этом дополнительно возможно еще выделение наиболее вероятных значений, например, зарплата для участка А — 1000 ус. ед. Компьютер «выбирает» для каждого компонента затрат и резуль­татов из соответственно заданного интервала «распределения вероятностей» соответствующее стоимостное значение и рассчитывает, исходя из этого, прибыль в зависимости от места расположения предприятия. Этот процесс многократно повторяется для каждого участка со все новыми «случайными значениями» компонентов затрат и результатов. В конце для всех участкоа получаются вероятностные распределения прибыли, зависящей от места рас­положения предприятия. На схеме 2.1 дан пример этого: участок А с почти 300000 ус. ед. прибыли показывает явную более высокую ценность по показа­телю ожидаемой прибыли, чем участок Б с едва ли 150000 ус. ед. прибыли. Однако разброс значений прибыли на участке А при этом значительно шире, а посему, правда с небольшой вероятностью, на участке Б можно получить прибыль большую, чем на участке А.

Однако не все предприятия, которые ищут новое место расположения и при этом из-за отсутствия технических ограничений в принципе являются свободными, используют описанный выше метод поиска. Существует множество случаев, когда место расположения предприятия выбирается по полити­ческим или иррациональным причинам, без проверки экономической целесо­образности.

Перейти на страницу: 1 2