Факторы места расположения предприятия

Факторы, определяющие место расположения предприятия, охватывают все связанные с этим затраты и результаты, которые имеют значение, если выбор места расположения предприятия является свободным. Важнейшие из них коротко представлены ниже.

ТРАНСПОРТНЫЕ ЗАТРАТЫ

Транспортные затраты возникают при снабжении предприятия сырьем, вспомогательными и другими необходимыми для производства материалами, а также при закупке полуфабрикатов (в промышленности) и готовой продук­ции (в торговле) и при сбыте изготовленных на предприятии товаров.

Величина этих затрат зависит от:

• необходимых ограничений времени доставки (например, клубника из Израиля требует быстрой, но дорогой доставки по воздуху);

• соответствующего количества перевозимых грузов;

• соответствующего качества перевозок (например, тарифы на железно­дорожном транспорте Германии возрастают в зависимости от стоимости товара — так называемый «стоимостной тариф»);

• удаленности места доставки или сбыта;

• средств транспорта. Так, некоторые предприятия предпочитают раз­мещаться в порту, чтобы иметь возможность доставлять производимые това­ры сразу без промежуточного транспорта и объездов — по морю. Другие предприятия располагаются на каналах и реках, так как при массовых перевоз­ках водный транспорт дешевле, чем наземный. Наконец, из-за стоимостного превосходства железных дорог в противовес городским улицам рекомендуют­ся железнодорожные узлы как места расположения предприятий.

Пример.

Факторы места расположения предприятия: рабочая сила и транспорт­ные расходы

«Когда Фольсваген в 1964 г. построил новое предприятие в порту Эмден, место размещения было выбрано обдуманно, так как наряду с его преимуществами для Фольксвагена он обеспечивал в структурно слабом регионе новые рабочие места. Как крайне настоятельно они были нужны, очевидно еще и сегодня, потому что теперь не нужно обращаться за иностранными подсобными рабочими. Тогда еще модель автомобиля Фольксвагена «Жук» составляла основу производства г. Вольфсбурга, а американский рынок был ненасытен. В лучшие для Фольксвагена годы в США ежегодно по морю отправлялось около 500000 «Жуков». Поэтому было особым преимуществом, что Эмден имел порт, так как «Жуки» Фольксвагена практически прямо с конвейера загружались в трюмы пароходов, которые перемещались на маршруте между США и Эмденом исключительно для Фольксвагена». (Suddeutsche Zeitung, 1989)

ЗАТРАТЫ НА РАБОЧУЮ СИЛУ

Затраты на рабочую силу, если речь идет о тарифной зарплате, в тарифных округах, удаленных от областей концентрации производства, часто бывают несколько ниже.

Однако у предприятий, выбравших места расположения в таких област­ях, возникают, как правило, значительные дополнительные затраты на -зара­ботную плату.

Часто именно в этом месте бывает недостаток рабочей силы, так что необходимо обращаться к проживающим в окрестностях. Так как хо­рошо функционирующий транспорт в удаленных областях чаще всего отсут­ствует, предприятие должно само и за свой счет организовать доставку рабочих.

Из-за отсутствия учебных центров промышленно-технического профиля предприятия часто не находят в этих местах специалистов нужной им квали­фикации. В этом случае они должны в интересах обеспечения высокой произ­водительности своих работников содействовать созданию собственной систе­мы образования (обучения, подготовки кадров).

Вследствие незначительной социальной ценности удаленных обла­стей (отсутствие театров, концертных залов, кинотеатров, возможностей для занятия спортом, совершения необходимых покупок и др.) предприятия только посредством высоких надбавок к зарплате привлекают к себе квалифицированный руководящий персонал. Однако предприятия должны и в некоторых областях с высокой концентрацией производства, напри­мер, из-за высоких затрат на оплату жилья также делать надбавки к зар­плате.

Проблема затрат на рабочую силу возникает для многих предприятий и при международном сравнении. Бесспорно, что высокий уровень затрат на рабочую силу, который имеют многие предприятия в Германии, побуж­дает их выносить свое производство в страны с низким уровнем оплаты труда. При этом необходимо учитывать (по меньшей мере) два обстоятель­ства:

производительность труда (количество продукции в час), не в послед­нюю очередь, благодаря высокому образовательному уровню специалистов в Германии высока, что приводит в целом к умеренным затратам на единицу продукции;

Пример.

Страна

А

Б

Почасовая оплата труда

30

25

Производительность труда

100

70

Затраты на зарплату (в расчете на единицу

продукции)

0,3

0,36

Перейти на страницу: 1 2 3 4