Особенности хозяйственного поведения предприятия.

к складывающимся условиям хозяйствования и отсутствие экономической стратегии стало определяющим признаком хозяйственного поведения предприятий в переходной экономике.

Так, в целях сохранения рынков предприятия поддерживают конкурентоспособность цен на продукцию не путем снижения издержек, а за счет снижения рентабельности

.

Не имея средств для обновления производства, они концентрируют свои усилия не на повышении качества продукции и освоении производства новых товаров, а на поисках ниш с низким уровнем конкуренции

, которые чаще всего представляют собой рыночные сегменты технологически несложной и невысококачественной продукции для бедных. Широкое распространение получили требования опеки со стороны государства

в форме протекционистской политики, бюджетного финансирования и льготного кредитования, а также методы социального давления

в виде забастовок. Конечно, такой тип поведения не может быть назван предпринимательским.

Для изменения характера необходима трансформация внутренней организации самого предприятия, и прежде всего преобразование бюрократических структур предприятий в такие, которые, обеспечивая стимулы и гибкость, генерируют предпринимательский тип поведения. Иными словами, решение состоит в обеспечении связей: «наука – производство», «собственник – управляющий» и «управляющий – работник».

Конкурентоспособность –

главная забота для предприятий, испытывающих давление как со стороны меняющихся потребительских предпочтений, так и конкурентов. Следует различать конкурентоспособность товара и конкурентоспособность предприятия. В первом случае речь идет о способности товара выгодно отличатся от ему подобных уровнем удовлетворения потребности и затрат на ее удовлетворение. Здесь важны не только качественные параметры самого продукта, но и его цена, сроки службы и гарантии и т.д. В этом смысле наиболее конкурентоспособным является не тот товар, цена которого низка, а тот, у которого минимальная стоимость потребления за весь срок службы. Конкурентоспособность производимой продукции, безусловно, влияет конкурентоспособность предприятия. Однако это лишь одно из слагаемых. Оценка потребителя должна быть дополнена оценкой производителя, опирающейся на рентабельность производства данного продукта. Местоположение предприятия, уровень сложности его организации и эффективность управления, гибкость производства и степень мотивации работников – все это в той или иной мере оказывает влияние на конкурентоспособность предприятия, т.е. его способность реагировать и воздействовать на изменяющиеся рыночные условия.

.Содержание и результаты индивидуального воспроизводства в переходной экономике.

Перейти на страницу: 1 2