Метод и методика комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятий

Под методом науки в широком смысле понимают способ исследования своего пред­мета. Специфические для различных наук способы подхода к изучению своего предме­та (в том числе и АХД) базируются на все­общем диалектическом методе познания [8].

Материалистическая диалектика исходит из того, что все явления и процессы необхо­димо рассматривать в постоянном дви­жении, изменении, развитии. Здесь исток одной из характерных черт метода АХД - необходимость постоянных сра­внений. Сравнения очень широко применя­ются в АХД. Фактические результаты дея­тельности сравниваются с результатами прошлых лет, достижениями других пред­приятий, плановыми показателями и т.д.

Материалистическая диалектика учит, что каждый процесс, каждое явление надо рас­сматривать как единство и борьбу проти­воположностей. Отсюда вытекает необхо­димость изучения внутренних проти­воречий, положительных и отрица­тельных сторон каждого явления, каждого процесса. Это тоже одна из характерных черт АХД. Например, НТП оказывает положительный результат на рост произ­водительности труда, повышение уровня рентабельности и т.д., но при этом надо учитывать и его отрицательные черты, такие, как загрязнение окружающей среды, развитие гиподинамии и др.

Использование диалектического метода в анализе означает, что изучение хозяйственной деятельности предприятий дол­жно проводиться с учетом всех взаимосвязей. Ни одно явле­ние не может быть правильно понято, если оно рассматривается изолированно, без связи с другими. Например, изучая влияние внед­рения новой техники на уровень себестоимости продукции, надо учи­тывать не только непосредственную, но и косвенную связь. Известно, что с внедрением новой техники увеличиваются издержки производ­ства, а значит и себестоимость продукции. Но при этом растет произ­водительность труда, что в свою очередь способствует экономии заработной платы и снижению себестоимости продукции. Отсюда следует, что если темпы роста производительности труда будут боль­шими, чем темпы роста издержек на содержание и эксплуатацию новой техники, тогда себестоимость продукции будет снижаться, и наоборот. Значит, чтобы понять и правильно оценить то или другое экономическое явление, необходимо изучить все взаимосвязи и взаимозависимости с другими явлениями. Это одна из методологи­ческих черт метода АХД.

Важной методологической чертой анализа является и то, что он способен не только устанавливать причинно-следственные связи, но и давать им количественную харак­теристику, т.е. обеспечивать измерение влияния факторов на результаты деятельности. Это делает анализ точным, а вы­воды его обоснованными.

Изучение и измерение причинных связей в анализе можно осу­ществить методом индукции и дедукции. Способ исследования причинных связей с помощью логической индукции заключается в том, что исследование ведется от частного к общему, от изучения частных фактов к обобщениям, от причин к результатам. Дедук­ция — это такой способ, когда исследование осуществляется от общих фактов к частным, от результатов к причинам. Индуктивный метод в анализе используется в сочетании и единстве с дедуктивным.

Использование диалектического метода в АХД означает, что каж­дый процесс, каждое экономическое явление надо рассматривать как систему, как совокупность многих элементов, связанных между собой. Из этого вытекает необходимость системного подхода к изучению объектов анализа, что является еще одной его характерной чертой.

Системный подход предусматривает максимальную детализацию изучаемых явлений и процессов на элементы (собственно анализ), их систематизацию и синтез. Детализация (выделение состав­ных частей) тех или других явлений проводится в той степени, ко­торая практически необходима для выяснения наиболее суще­ственного и главного в изучаемом объекте. Она зависит от объекта и цели анализа. Это сложная задача в АХД, которая требует от аналитика конкретных знаний сущности экономических показате­лей, а также факторов и причин, которые определяют их развитие.

Перейти на страницу: 1 2 3