Организация и планирование реализации продукции

При организации и планировании реализации продукции исходят, прежде всего, из потребности народного хозяйства в продук­ции, являющейся предметом специализации предприятия или объединения. Масштабы потребности сопоставляются с наличной производственной мощностью. В результате этого сопоставления определяется необходимость в расширении или реконструкции предприятия и возможные масштабы производства и реализации продукции.

В процессе составления перспективного плана реализации выявляются факторы, влияющие на потребность народного хозяй­ства в продукции, прогнозируется освоение новых изделий и вы­является динамика потребности по годам перспективного плана.

Какими же методами определяется потребность народного хозяйства в продукции предприятия (объединения)?

Выявление потребности в продукции.

Часто с этой целью используются заявки потребителей, на базе которых формируется так называемый портфель заказов. Естест­венно, что эти заявки создают известный ориентир для организа­ции производства продукции. Однако этот ориентир пригоден, главным образом, при разработке текущих планов реализации продукции. При составлении перспективных планов он явно недо­статочен, так как в течение нескольких предстоящих лет появятся новые потребители, которые в данное время еще не вошли в строй действующих и не могут представить свои заявки. Кроме того, у потребителей меняется номенклатура продукции, состав потреб­ляемого сырья и техники. Все это предопределить на много лет вперед трудно, да и система долгосрочных заявок не предусмот­рена. Поэтому изучение нужд народного хозяйства осуществля­ется различными методами'.

В условиях социалистических стран система изучения потреб­ностей является действенной формой удовлетворения этих нужд.

Она предполагает, прежде всего, выявление направлений и пер­спектив развития отраслей промышленности, потребляющих средства производства. Эти перспективы рассматриваются не только в отношении отраслей, которым непосредственно постав­ляется продукция, но и других смежных отраслей. Так, пред­приятия, изготовляющие прокатные станы, интересуются не только перспективами производства металла, но и развитием тех отрас­лей, где применяется металл. При этом изучаются также направ­ления технического прогресса в отраслях-потребителях продукции. Так, перспективы изменения методов технологии производства у потребителей оказывают решающее влияние на состав и номен­клатуру используемого оборудования. Далее выявляются намечаемые капитальные вложения в отрасль-потребитель, как за счет их собственных средств, так и за счет ассигнуемых государством или субсидируемых банком на нужды развития данных отраслей. При этом, естественно, рассматривается не только объем, но и структура капиталовложений.

Для разработки плана реализации важно не только изучение перспектив развития отрасли-потребителя, по и исследования в ряде смежных отраслей, которые могут производить родствен­ные по потребительским свойствам виды продукции.

При установлении уровня производства предметов потребления широко используются материалы бюджетных обследований, ко­торые поставлены в СССР и ряде других стран; выявляются зако­номерности роста потребления различных видов товаров в зави­симости от повышения благосостояния трудящихся; проводятся социологические опросы потребителей, выявляющие их отношение к различным видам продукции и перспективам спроса на них; используется торговая статистика и многие другие средства.

В отраслях, производящих продовольственные товары, ориен­тируются на научно обоснованные нормы питания. В системе торговли используется техника, которая позволяет в момент по­купки продукции потребителем' фиксировать факт покупки и автоматически передавать информацию о ней в вычислитель­ные центры, где на этой основе устанавливается тенденция

спроса.

Применяют также систему анкетных обследований, устных опросов потребителей, беседы с продавцами, а в настоящее время используют и методы математического моделирования, выявления корреляционной зависимости и другие экономико-математические и статистические методы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4