Показатели развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь

Выявлен ряд негативных тенденций, влияющих на формирование предпринимательства:

ü преимущественная ориентация предпринимательских структур на деятельность в сфере торговли и общественного питания – примерно 50% от общего количества предприятий;

ü недолговечность большинства предпринимательских структур, обусловленная нестабильностью общей экономической ситуации, отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям;

ü вытеснение большинства негосударственных предприятий на периферию научно-технического прогресса, их неспособность переломить негативные последствия за счёт прорыва на экспортные рынки;

ü «размывание» специфики функций поддержки малых предприятий, их «растворение» в общем процессе удовлетворения предпринимательских нужд, что, в частности, резко повышает требования к размеру государственных затрат;

ü отсутствие оперативного контроля показателей деятельности субъектов малого предпринимательства.

Минским городским территориальным комитетом предпринимательства и инвестиций совместно с Минским НИИ социально-экономических и политических проблем было проведено комплексное исследование состояния и перспектив развития предпринимательской деятельности в столице нашей республики.

Руководители малых предприятий города Минска, принявших участие в опросе свидетельствуют, что наиболее благоприятными для создания малых предприятий были 1991-1993 годы.

До 1995 года включительно предпринимательские структуры не испытывали серьёзных проблем в процессе своего функционирования, поэтому в 1991-1994 гг. закрылось примерно по 5% предприятий. В последующие годы ситуация заметно ухудшилась: стало закрываться всё больше предприятий. К главным причинам ликвидации малых предприятий большинство опрошенных предпринимателей относит внешние обстоятельства и только 27% опрошенных видит их во внутренних проблемах самих предприятий.

Финансовая проблема в различные периоды деятельности негосударственных предприятий являлась наиболее актуальной. В настоящее время наблюдается её заметное обострение: если на стадии становления малого бизнеса в качестве главной трудности называли финансовую 38,1% руководителей, то сейчас так считает уже 47,6%.

На этапе становления были также проблемы с поиском и арендой помещения (19%), закупкой необходимого оборудования (19,8%), поиском рынка (19,2%), кадрового и информационного обеспечения (по 12,5%).

Рис. 1 – Планы МСБ Беларуси на ближайшее будущее (% опрошенных). 1 – поиск новых покупателей; 2 – расширение бизнеса; 3 – сохранение достигнутого; 4 –внедрение новых технологий и улучшение качества товаров; 5 – поиск новых иностранных поставщиков; 6 – поиск новых рынков; 7 – открытие филиала; 8 – приобретение недвижимости в процессе приватизации; 9 – открытие предприятия; 10 – открытие предприятия за границей; 11 – инвестировать за границу; 12 – продать предприятие; 13 – изменить сферу деятельности бизнеса.
Перейти на страницу: 1 2 3 4