Инвестиционная политика в условиях либерализации экономических реформ в Узбекистане

Проблемы инвестиционной политики

В первые годы после обре­тения независимости инвести­ционная активность резко сни­зилась из-за нестабильной нор­мативно-правовой базы, быст­рой инфляции, спада производ­ства и жесткой, налоговой по­литики. Однако в результате формирования стратегии эко­номических реформ, создания полноценной правовой и фи­нансовой системы начиная со второй половины 1995 г. наме­тилось заметное возрастание объемов капитальных вложе­ний. В 1999 г. их общий объем достиг 503215 млрд. сумов, то есть увеличился по сравнению с предыдущим годом в 1,3 раза. Более 2/3 совокупных ин­вестиций освоено в производ­ственной сфере. Из них на при­обретение оборудования и со­временных технологий направ­лено более 30%. Объем иност­ранных инвестиций в 1999 г, составил более 23332 млрд. сумов, хотя их доля по сравне­нию с предыдущим годом не­сколько уменьшилась (на 2,9%).

В общем объеме капитальных вложений увеличивается удель­ный вес средств предприятий и организаций. В 1999 г. этот по­казатель составил 22,8%. Банков­ские кредиты возросли с 10% в 1995 г. до 28,6% в 1999 г., а сред­ства населения соответствен­но с 6,5% до 22,8%.

Хотя проводимая в годы не­зависимости инвестиционная политика была, прежде всего, нацелена на преодоление име­ющихся структурных диспро­порций и решение социальных задач посредством выбора ин­вестиционных приоритетов, нерешенных проблем в данной сфере еще немало.

К ним относятся слабое раз­витие наукоемких отраслей, низкий технический и техноло­гический уровень производ­ства, сырьевая направленность экономики, ее слабая воспри­имчивость к нововведениям.

В то же время воспроизвод­ственные пропорции капиталь­ных вложений недостаточно благоприятствуют изменению ситуации. Так, из общего объе­ма освоенных в 1999 г. инвес­тиций 62% были направлены на новое строительство и рас­ширение, тогда как на техни­ческое перевооружение, рекон­струкцию и поддержание дей­ствующих мощностей - 38%, что явно недостаточно.

Нерациональной представ­ляется и территориальная кон­центрация капитальных вложе­ний. Из общего объема осво­енных в 1999 г. инвестиций бо­лее 58% приходится на г. Таш­кент и Ташкентскую область, в то время как на развитие хо­зяйства других административ­но-территориальных единиц республики направлено край­не мало: на Каракалпакстан, Кашкадарьинскую и Джизакскую области приходится соот­ветственно 1,8%, 1,8% и 1,7%. Удельный вес других областей - от 2,4% до 5,6%. И при таких явно недостаточных объемах не во всех областях четко опреде­лены приоритеты развития эко­номики с учетом специфики и освоенности территории и роль отдельных регионов в ре­шении хозяйственных задач.

В целях выравнивания соци­ально-экономического разви­тия отдельных районов в пла­не освоения занятости и до­ходов на душу населения, ви­димо, целесообразно пере­смотреть сложившуюся практи­ку территориального распреде­ления инвестиционных ресур­сов.

В современных условиях инвестиционная политика дол­жна быть нацелена на интен­сивное воспроизводство, пред­полагающее создание условий для рационального обновления, действующего производствен­ного аппарата на основе вне­дрения наиболее прогрессив­ных видов техники и техноло­гий, современных методов организации и управления. В промышленности страны веду­щее место должны занять нау­коемкие отрасли, конкурентос­пособные, высокотехнологич­ные и экологически чистые производства. В настоящее время при сложившемся соот­ношении затрат (58%; 32%) на строительно-монтажные рабо­ты и на приобретение обору­дования решение данного воп­роса представляется весьма затруднительным. Только при резком увеличении доли инве­стиций, вложенных в приобре­тение оборудования, станут возможными существенные положительные сдвиги в тех­ническом уровне производства, а значит, и улучшение каче­ственных характеристик выпус­каемой продукции.

В этих условиях требуется заметная активизация инвести­ционного процесса, от успеш­ного осуществления которого во многом зависит действен­ность создаваемого экономи­ческого механизма и особен­но наращивание производ­ственного потенциала респуб­лики.

В свою очередь, повышение инвестиционной активности и ускорение структурной пере­стройки экономики всецело зависит от объемов и сроков накопления инвестиционных ресурсов, формируемых на ос­нове разумной бюджетной, на­логовой, амортизационной и кредитной политики. Кроме того, следует шире привлекать нетрадиционные источники финансирования, среди кото­рых иностранные инвестиции, валютные займы и кредиты, использование лизинга и франчайзинга.[8]